
"Мейхана это довольно уникальное, даже для Азербайджана (к ХХ веку мейхана сохранилась только в бакинских поселках), народное творчество в музыкально-поэтическом жанре. Ее характерной особенностью является распевный речитатив под ритмическую музыку, основанный на импровизации.Исполнение мейханы, в современных терминах, это батл, где два, или более, человек, поочередно, читают под заданный ритм куплеты, стараясь переплюнуть визави по остроте и злободневности подачи.

А если копнуть еще глубже, то зарождение жанра относят к 13-15 веку и связывают с дервишами – бродящими монахами-аскетами, приверженцами суфизма. Дервиши часто захаживали в трактиры, зарабатывая себе на хлеб чтением стихов под звуки дефа или гавала (азербайджанский бубен). Здесь же собирались любители поэзии, декламировавшие газели Насими, бродячие музыканты. Посетители слушали распевное чтение стихов, отстукивая ритм за столами. Часто это перерастало в состязание под звук "бубна" и ритм "болельщиков". Так формировался первый на Земле рэп — мейхана.

В 20 веке непререкаемым авторитетом сочинявшим произведения в этом жанре, пользовался известный в Азербайджане поэт Алиага Вахид (1895-1965). Алиага Мамедкули оглы Искендеров дружил с Есениным, был руководителем театра, выступал с экспромтами перед зрителями, много издавался, но в памяти народной остался, как сочинитель ярких, часто сатирических, газелей. Его так и называли Газелхан.

Обладая потрясающим умением импровизации, сочиняя четверостишья буквально на ходу, он создал свою "школу" мейханы, вырастив плеяду самых известных представителей жанра.

Весь советский период мейхана находится в полуподполье. С одной стороны, официальные власти считают ее вредным пережитком, частенько критикующим власть, с другой, ничего не могут поделать с народной любовью.
В посте использованы фотографии памятника Алиага Вахиду, который стоит в Баку. Памятник довольно интересный - голово опоясанная фигурами, персонажами и образами
Journal information