
Национальный костюм считается своеобразной летописью, которая подробно рассказывает о жизни и истории народа. Если присмотреться к наряду и обратить внимание на его детали, можно составить картину религиозного и экономического развития людей. Богатые вышивкой наряды, как открытая книга, могут рассказать об истории рода, описать род занятий и предпочтений. Костюмы Каракалпакии очень интересны в этом плане.

По моему, самый богатый на вышивку - костюм невесты. Платье сшито из плотной ткани и покрыто сплошным рядом вышитых символов. Главный знак на платье - символ чистоты и невинности невесты.

Крупные вытянутые фигуры - знак трудолюбия будущей жены.

"Шахматка" из пяти квадратов - след от старого инструмента, которым в старину взбивали масло.

Очень интересен каракалпакский женский головной убор сэукеле, который был принадлежностью невесты и молодухи.

Саукеле представляет собой плотную круглую с наушниками шапку, богато украшенную металлическими узорными бляхами и подвесками, цветными камнями и бусами, главным образом коралловыми. Верхняя часть шапки — тумац — перекрещивается широким черным крестом из нашитых полосок ткани; на лоб опускается тяжелая бляха ювелирной работы, украшенная резьбой, камнями и бусами. Эта бляха носит специальное название — жыга, тогда как другие, мелкие бляхи на саукеле называют кран. Сзади к саукеле прикреплена длинная, украшенная вышивкой полоса ткани. Общая форма саукеле с его большими наушниками и налобным украшением жыга чрезвычайно напоминает шлем воина.


Подобные шлемообразные женские головные уборы с наушниками бытовали у народов Поволжья: у чувашей, башкир и удмуртов.

Термин «саукеле» встречается в каракалпакском эпосе «Кырк кыз», сюжетом которого являются подвиги сорока девушек-амазонок. В нем есть описание сборов на битву этих девушек во главе с их предводительницей Сарьбиназ; перед тем как ринуться в бой, Сарьбиназ, вскочив на коня, надевает саукеле.

Саукеле носили в сочетании с другим головным убором — твбелек, представлявшим собой цилиндрическую металлическую шапку, надевавшуюся как навершие саукеле на его мягкую часть — тумак. Тобелек был богато украшен резным по металлу орнаментом и имел множество выпуклых блях с вправленными в них цветными камнями.

Обязательной частью народного костюма каракалпачек были серебряные ювелирные украшения. Главными из них, входившими в состав приданого, считались: массивное нагрудное украшение с овальными цветными камнями и подвесками в виде ромбиков и колокольчиков — уэйкел; тяжелые литые браслеты (билезик); перстни (жузик); серьги (сырга), в том числе и так называемые щлца—серьги,соединенные проходящей под подбородком цепочкой с ромбовидными подвесками; вцир моншац—ук- рашение молодых женщин, полусферическое по своей форме, со множеством гремящих подвесок, укреплявшееся на койлеке впереди на нижней части нагрудной вышивки

а мы продолжаем изучение женских костюмов Каракалпакии из коллекции Айзады Нурумбетовой
Journal information