Подлесная Тавла — село в Кочкуровском районе Республики Мордовия, красивые домики, многие срезными наличниками, а цветов, цветов сколько...Но я сейчас не о природе, а о...игрушке)
Есть в Тавле совершенно уникальная, на мой взгляд, школа - "Подлесная экспериментальная художественная школа" - учатся там дети созданию резной и керамической игрушки. Давайте начнем с керамики.
"Почти с дня основания школы работает здесь Лидия Ивановна Гаушева, руководитель творческой мастерской по керамике. С ней связано зарождение и развитие художественной керамической скульптуры. «Впервые приехала я в Тавлу с подругой. Про школу резчиков услышала, когда еще училась в Ичалковском педучилище,- вспоминает Лидия Ивановна,- уж очень мне хотелось посмотреть на умельцев, да и самой попробовать что-то сделать. Мне все тогда здесь показалось сказочным, пахнуло стариной, какая то необъяснимая сила тянула меня сюда вновь и вновь». Как раз у Мастина оказалась свободной вакансия и он предложил двум девушкам вытянуть спички, кому попадется сломанная, тому и место. Только вот подруга сразу отказалась, так что Лидии достались обе спички и свободное место педагога. Вот тогда-то стала она разрабатывать пластику, стиль, роспись тавлинской керамической игрушки. Но вначале были утомительные поиски нужной глины. «Я перепробовала всю глину в окрестностях села,- рассказывает мастер,- Прошла все овраги. Принесенная мной глина отличалась друг от друга и цветом, и качеством, и пластичностью. Но подходящей, которая бы шла для лепки не было». Все же старания увенчались успехом. Кто-то из местных старожилов подсказал, что раньше посуду делали из той глины, что на речке Тавле. До сих пор старинные «чакши», где варили брагу, стоят в школьном музее. Отличаются они, несмотря на вековой возраст удивительной прочностью. Вот эта глина и стала материалом для тавлинской керамической игрушки.
-Причем глину эту не надо ни с чем смешивать. Лишь убираются мелкие камушки да коренья растений,- поясняет Лидия Ивановна,- при лепке даже воду не надо добавлять, влаги уже в ней достаточно.
Как же рождается керамическая игрушка? «После лепки,- раскрывает нам секрет Лидия Ивановна,- готовые поделки ставят на полку и укрывают пакетами. По мере высыхания пакеты слегка приподнимаются. Так медленно снизу вверх просушиваются поделки. Для объемной композиции потребуется примерно две недели. За это время она высыхает». Затем идет обжиг в специальной печке при температуре 700-800 градусов. Тут важно не передержать. Остывать оставляют здесь же, в печке, достают обычно на второй день. После этого наносится эмульсионка, и друг за другом идут несколько слоев красок. Краска, а затем и лак наносятся строго по местам, где ляжет орнамент.
- Надо сказать, здесь дают не только практические навыки,- отмечает преподаватель Лидия Гущина,- не последнее место отведено знакомству с традициями. Узор, который наносится на одежду глиняной мордовки или на предмет быта это не просто полоски и треугольнички. Важно, чтобы ребенок знал, что они несут смысл, рассказывают историю древнего народа. (Информация из Сети)
К сожалению средняя школа, что по соседству - закрывается, как сказали местные, и что будет с художественной....Нельзя потерять такое уникальное наследие!!
Journal information