Торчат под крыльцом;
Проросшие клумбы;
Заброшенный дом.
Дворянских фамилий
Облупленный герб;
И — заросли лилий;
И — заросли верб.

Там ставнею сорванной
Хлопнет окно;
Там жизни оборванной
Темное дно —
Кушетки, козетки,
Куранты, чехлы
И мертвые предки —
Проблекли из тьмы.
Под сводами арок
Тенеет порой
Там плачущих парок
Бормочущий рой.
Андрей Белый

"Природа остается могучей только внутри нас, в борьбе с личными целями, но то, что мы обыкновенно называем природой – леса, озера, реки, все это слабо, как ребенок, и умоляет доброго человека о защите от человека-зверя..." «Мирская чаша», Михаил Пришвин

По прежнему величественны стены этого старого дворянского дома, украшенные колоннами тосканского ордера и балконом с чугунными решетками старинного литья. Над средней двухэтажной частью высится мезонин с уютными балконными лоджиями.
До наших дней сохранился практически весь усадебный ансамбль: главный дом окружают флигеля, конюшня, школа, множественные служебные и хозяйственные постройки и ещё одно чудо - Андреевская крепость- скотный двор,оригинальное сооружение в стиле псевдоготики с мощными стенами и декоративными башенками. В Алексине два храма. Храм Михаила Архангела и усыпальница - культовая постройка в стиле классицизма конца XVIII века, а скромная церковь Андрея Стратилата - 1847 года. Последний храм - действующий,

а вот церковь Михаила Архангела пустует.





В строительстве этой усадебной жемчужины принимали участие известнейшие архитекторы того времени: М. Казакова и Д. Жилярди.

Идем через заросший и неухоженный парк который в далеком 1820 году насчитывал более тысячи насаждений…Вот, ближе к воде расположен ампирный «Музыкальный павильон». Миниатюрное сооружение (1810—1020-х гг.) — ныне почта.


"А пруд барин повелел вырыть в виде подковы. Барышников часто останавливался на берегу и кидал в воду золото. Горстями…"))-вспоминали местные))


Откуда у вяземского купца Барышникова появились средства на создание собственной резиденции под Дорогобужем - неизвестно. Помогло якобы то, что фельдмаршал Апраксин поручил Ивану Барышникову привезти своей жене в Санкт-Петербург несколько бочонков то ли с вином, то ли с селедкой, в которых на самом деле было спрятано золото. Предприимчивый купец доставил по месту назначения… селедку, а вот денежки экспроприировал. Надо же оправдывать свою фамилию! Так ли оно было или нет, мы уже не узнаем.



Алексино известно как деревня с 1610 г. и входило в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых. В 1774 г. было приобретено И.С. Барышниковым на имя своего покровителя графа И.Г. Орлова, так как лицам недворянского звания не разрешалась покупка крепостных. Вяземский посадский человек Иван Сидорович приумножил отцовское (Сидор Алексеевич Барышников владел заводом с лошадьми и собственным домом в Вязьме) состояние, занимаясь поставками продовольствия в армию, торговлей хлебом и откупами, и в 1768 году был пожалован Екатериной II чином титулярного советника. Его сын Иван Иванович унаследовал каменный дом в Петербурге, более 500 000 рублей, около 5000 крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях." Имение росло и развивалось.



Работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Здесь находилась писчебумажная фабрика (устроена в 1787 г.), конный завод, большой плодовый сад. Последние наследницы имения Мария и Христина вели собирательскую, хранительскую и просветительскую деятельность. Христина организовала художественную вышивальную мастерскую в Алексине; изделия мастерской хорошо продавались даже за границей. Вышивки мастерской Барышниковой были представлены на Всероссийской кустарной выставке в 1912-1913 годах. В 1-ой половине XIX века Барышниковы содержали в селе школу для крестьянских детей и больницу для крестьян. В 1913 г. на деньги, пожертвованные сестрами Барышниковыми, была построена двухэтажная кирпичная школа для крестьянских детей (в которой до сих пор учатся). В 1914 г. построена каменная больница.



В 1920 году здесь был открыт музей усадебного быта, одно время директором музея был М.М.Пришвин.В начале лета 1920 года он с семьёй приехал сюда из Москвы, спасаясь от голода. Писатель поступил работать учителем в школу, помещавшуюся в зданиях усадьбы. В своём дневнике 28 февраля 1921 года он оставляет запись, которая свидетельствует о тяготах и лишениях того времени: «Школа вторую неделю не действует по недостатку дров, хотя дрова в 200 саженях от школы, а за полверсты – леса, сплошь заваленные макушками и сучьями. Вина отчасти наша, мы, учителя, мало проявили энергии для добывания: учителю теперь даются только голые стены школы и ученики, остальное всё он должен добывать сам. И всё жалованье 15 фунтов овсянки в месяц».
В главном доме был музей, и Пришвин по совместительству работал его заведующим.


«Теперь в парке пасут коров, и мальчики жгут костры, – писал он в своем дневнике. – Озеро начинает вытекать понемногу: видно, спуск испортился, и некому починить. В особняке живёт детская колония и устраивается школа второй ступени». Считается, что материалы этого периода жизни писателя легли в основу повести «Мирская чаша». Одновременно в усадьбе размещался конный завод № 16 им. Буденного.





«В день грядущий просветли, Господи, наше прошлое и сохрани в новом все, что было прежде хорошего, леса наши заповедные, истоки могучих рек, птиц сохрани, рыб умножь во много, верни всех зверей в леса и освободи от них душу нашу». М.Пришвин "Мирская чаша"
Journal information