Но женщина спешила к ним и вдруг
Платок мужчинам под ноги бросала,
И падало оружие из рук..."
Расул Гамзатов
Подполковник русской армии, автор историко-этнографического описания горных районов Северного Кавказа второй половины XVIII в. Штедер писал: “...когда они (женщины) вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все, пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся до более благоприятных обстоятельств”.Распустить волосы - снять платок... Платки на Кавказе разные - о кялагаях я рассказывала, теперь следующий рассказ...
Такие уборы носят только женщины дагестанского села Кубачи. Больше никакой другой платок или шарф этим словом не обозначается. И больше ни в каком другом селе женщины не носят казы — только в Кубачи.
Каз — это не просто головной убор, расшитый золотыми нитками. По рисунку на платке определяется статус девушки: замужем она или нет. Чаще всего кубачинки вышивают на своих платках цветы или перья. Но узор на платке незамужней девушки мелкий, а замужняя носит каз с крупным рисунком. на вышивание одного каза у опытной мастерицы уходит от нескольких недель до года.
Каз с перьями называется калкуссалаказ, а с цветами – кацаннаказ. Другие узоры с модой меняются, а именно эти остались с давних времен.
Традиционное кубачинское платье расшито золотыми или серебряными нитками, и оно передается по наследству от старшей женщины к молодой.Наверно каждая кубачинка, выходящая замуж, обязательно наденет платье, в котором выходила замуж ее бабушка или, может, даже прабабушка.
Если умирает кто-то из близких родственников, кубачинка не носит черную траурную одежду. Она снимает с каза бахрому, и на платке не будет ярких узоров. А когда траур окончится, бахрому можно пришить снова.
Раньше женщины под каз надевали чохто, но сейчас уже просто накидывают на волосы. Повязать правильно каз, это тоже, надо сказать, непросто. Так как бахрома свисает только с одной стороны платка, то надо следить, чтобы эта сторона оставалась внизу, прикрывая спину.
Все платки, которые вы видите на этих фотографиях, вышиты Галимат Гаджибахмудовной Абдуллаевой.Отец - знаменитый ювелир, его работы находятся во многих музеях. Вышивать девочку учила мать. Вся жизнь Галимат связана с рукоделием - работа вязальщицей на кубачинском художественном комбинате, затем Узбекистан, Самарканд работа вместе с мужем ювелиром ( о его работах я расскажу в следующем посте) в художественном фонде, а вернувшись в Дагестан начала заниматься реставрацией старинных тканей, изделий, платков, вышивкой.
Journal information