
"Подари мне платок —
голубой лоскуток.
И чтоб был по краям
золотой завиток..."

Поражающие богатством и замысловатостью узоров платки кялагаи – сказочная летопись азербайджанского народа с самых древних времен. Вес платка всего 130 грамм, он легко проходит через кольцо. Вершина кялагаи, отличающаяся цветами и узорами, - это «Семицветное кялагаи». Его кипятят, красят и сушат девять раз.



Узоры кялагаи – это целая философия. Чаще всего здесь встречается один из важнейших рисунков-символов – бута (существует несколько видов этого орнамента). Кроме того, имеется еще почти полторы сотни самых разнообразных геометрических, растительных, зооморфических и т. д. узоров. Большинство из них уходят корнями в мифологию. А все вместе, в том или ином сочетании, образуют своеобразную мини-книгу. И тем, кто умеет ее прочесть, откроется много интересного.


Орнамент на келагаи наносится с помощью специальных форм из дерева, красители используют только натуральные, поэтому платки не блекнут даже через много лет. По особенности расположения узоров кялагаи делятся на три вида. К первому относятся кялагаи, сплошь покрытые узорами, образующими целую картину, являющуюся своеобразным кодом, в котором зашифровано мировоззрение людей древности. Вторые – те, где узор расположен лишь по краям. И третьи – наиболее распространенный, повседневный вариант, белоснежные кялагаи с ярким орнаментом по краям. Сюда же относятся и кялагаи цвета золотистой луковой шелухи – они были популярны, прежде всего, в связи с тем, что, в отличие от белых, не так быстро пачкались.



Интересно, что по орнаменту рисунка келагаи можно было определить, в каком из районов Азербайджана он был изготовлен: для Абшерона и Шеки был характерен крупный массивный узор, в Шамахы преобладал мелкий рисунок, в Гяндже, Газахе и Карабахе использовался как мелкий, так и крупный рисунок.
С ношением кялагаи был связан целый этикет. В зависимости от возраста и семейного положения женщины, ей полагалось носить платки тех или иных цветов и узоров: женщинам в возрасте – более темных, сдержанных тонов с «солидным» орнаментом, молодые же девушки, даже если они собирались на поминки, не покрывали голову черным кялагаи, а в обычной жизни и вовсе носили кялагаи ярких цветов. Невесту в день свадьбы облачали в особый, специально предназначенный для этого дня алый кялагаи. Кроме того, в каждом регионе Азербайджана существовала своя «мода» на ношение кялагаи. В старину женщины повязывали головы «четвертушкой» кялагаи, называемой «дингя», а сверху накидывали большой кялагаи.




В 2014 г. азербайджанский келагаи, а также его символика, традиционное искусство изготовления и ношения был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.



Фотографии сделаны на фабрике в Шеки, где есть цех по производству этих платков, в магазине города Шеки, где их продают и Черно-золотой авторский кялагай от прекрасной Мастерицы создающей неповторимые узоры (о ней рассказ будет отдельный)....




А об искусстве плетения шелка в Шеки напоминают и изящные кованые решетки на окнах дворца шекинских ханов и изящная вязь на стенах...Туда мы и отправимся..... Стекло сюда в обмен на шелк доставляли из Италии. Дворец с его великолепными фресками был построен в 1760-х годах Хусейн-ханом.
Journal information