
"...Любая мебель отрывает нас от земли — неважно, табуретка это или трон. Ковер — это слияние с землей, полное и непосредственное соприкосновение с ней. И, наверное, ни одна из форм искусства так не связана с почвой, с природой, как ковер...."Анар. Мудрость ковра



А мы снова на фабрике Едгорлик в Узбекистане. О производстве тканей я рассказывала, а сейчас понаблюдаем за процессом ковроткачества...Ковры на фабрике разные от небольших, шелковых картин, до замысловато-узорных разноцветных красавцев...
Как ловко и быстро вплетают мастерицы узоры, пальцы мелькают над белым холстом основы и продевают нитку именно там, где ее место, там -где цвет отдаст этой белой глади свой неповторимый, сакральный смысл...





Техника плетения ковров остается практически неизменной с момента зарождения этого искусства.



Изготовление восточного ковра начинается вовсе не у ткацкого станка. Начинается оно на склонах гор или в долинах, где получают высококачественную овечью шерсть, начинается оно в сельских домах, где выращивают коконы шелкопряда, я уже рассказывала об этом...




И только после изготовления, обработки нити начинается сам процесс ковроткачества -кропотливый, а порой и очень долгий... Для изготовления шелковых ковров, например, времени нужно очень много, порой на один ковер уйдут годы..



Главное приспособление ковроделов - станок, на раму которого вертикально натягиваются параллельные нити основы. Между каждыми двумя вертикальными струнами мастерицы продевают цветные нити и завязывают узелки.


Каждый узелок - это отдельная точка на ковре. Количество узелков в шелковых коврах ручной работы может доходить до 2 млн. на квадратный метр. Когда очередной ряд узелков закончен, ворс сбивают к предыдущему ряду и обрезают выступающие нити. После этого, перпендикулярно нитям основы, мастерицы пропускают нить - уток, которая плотно фиксирует ворс к основе ковра...Вот так -день за днем, месяц за месяцем создаются красивейшие, нежные, удивительные произведения искусства -ковры...



"Я не знаю, на что мне раньше глядеть: на голубой купол неба, или на зеленый ковер широкого луга, или туда, на край света, где небо сливается с землей?..."
Шолом-Алейхем
Journal information