
В четвертом действии пьесы Островского «Свои люди - сочтемся» Олимпиада Самсоновна перечисляет свои новые наряды: «А вот считай: ...три атласных да три грогроновых - это тринадцать; гроденаплевых да гродафриковых семь - это двадцать...»... называемые ткани разного достоинства, разной стоимости, и Липочка и сваха одинаково осведомлены о престижности и цене упоминаемых вещей...Гро-, входящий в состав названия какой-либо ткани, означает, что исходным сырьем для нее являлся шелк...

Но это Россия, а я сейчас о стране шелка, стране - где шелковые ткани это древнее, почти сакральное искусство, я об Узбекистане, а если еще точнее о Фабрике "Ёдгорлик".




Даже для Узбекистана Фабрика уникальна - на ней сохранился оригинальный ручной способ работы. На «Ёдгорлик» можно своими глазами наблюдать весь процесс производства шёлка от коконов до готовой ткани. Почти всё производство сохранено в старинных традициях.

О выращивании шелкопряда, коконах - я уже рассказывала.

Теперь переместимся непосредственно на Фабрику, в первый цех, где из кокона вытягивают тоненькую шелковую нить. Коконы обрабатывают кипятком или паром, чтобы раскрутить кокон и не повредить волокно. Из маленького кокона, размером в 2-3 см, получают шелковую нить длиной до 1200 м!



Шелковую ткань для изготовления одежды ткут из нескольких нитей намотанного волокна. На фабрике этот этап производства - семейный подряд - отец обучает сына, как когда его обучал мастера отец...



Узор наносят на нити. Те части нити, которые должны быть не покрашены, оборачивают скотчем, после чего их варят в котлах с натуральными красителями и потом ополаскивают.




Образцы материалов, из которых делают натуральные красители.



станочный цех, где силой и ловкостью рук и ног, местные мастерицы ткут шёлковые и шёлко-хлопковые ткани.








Есть на фабрике и станки, а также здесь занимаются производством шёлковых ковров ручного ткачества.... но это уже в другом посте
Journal information