
"... Некоторые из них были в огромных, покрытых вышивкой капюшонах, причудливо уложенных на голове, другие щеголяли непомерно длинными, с вырезанными по краю зубцами и свисающими до самой земли рукавами, которые выставляли напоказ с самым вызывающим видом. Дамы красовались в самых изысканных нарядах и сверкали драгоценностями; их головы украшали уборы разнообразных фасонов, отороченные мехом или валиками парчи. Они важно ступали, а за ними тянулись тяжелые атласные, бархатные, парчовые или златотканые шлейфы праздничных одеяний..." Жюльетта Бенцони

Времена рыцарства канули в небытие, ушли в небытие и следующие за ними эпохи, но...остались свидетели тех дней - исторические памятники,книги и конечно вещи...Вечного ничего нет на земле, а время оставляет свой порой безжалостный след на всем. И если камень способен выстоять под напором природы и только человеку не может противостоять, то ткань ветшает довольно быстро (хотя после путешествия в Музей льна в Гаврилов Ям я начинаю в этом сомневаться)). Сохранение и реставрация тканей работа непростая, кропотливая, очень тонкая. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря есть мастерская по реставрации тканей.

Направление реставрации тканей возникло в 1919 году, это одна из самых первых мастерских Центра. Реставрационная мастерская работает с самыми разнообразными видами музейного текстиля, в том числе с древнерусскими пеленами и шитьем, церковным облачением, военными знаменами и штандартами, бытовым и праздничным народным и городским костюмом, шалями и платками, коврами и гобеленами, веерами и куклами.

Мастерская реставрации тканей была учреждена в 1919 году и называлась «Мастерская по ремонту древнерусского шитья» при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В Мастерской по ремонту древнерусского шитья в лавре нашли прибежище и продолжали трудиться послушницы закрывшегося Вознесенского монастыря в Кремле. Методологические принципы реставрации были разработаны уже в первые годы существования лаврской мастерской. Мастерская стала филиалом Всероссийской мастерской по шитью и металлу в Кремле и в 1924 году вошла в состав созданных И.Э. Грабарем Центральных государственных реставрационных мастерских.


Воздух "Се Агнец" 1562/1563 годы. Казань, мастерская княгини Татьяны Андреевны Темкиной-Ростовской

Вот женская накидка ротонда, приблизительно начало -9 века. Сухая, тщательная чистка бархата, реставрация повреждений.



А это старинная вышивка, для реставрации которой использовалась тончайшая сетка и почти прозрачная шелковая нить...


Этот стифарь привезли на реставрацию из одного российского музея. Первый этап -фотографирование вещи и наиболее значительных деталей. Дальше план реставрации, подбор ниток, ткани и научный совет, который решит и составит этапы реставрации и только потом начинается кропотливая, тщательная работа. Когда стифарь отреставрируют мастер поедет в музей где он будет храниться и уже там пришьет оплечье.




Печать и сумка к ней. Нитки от времени разошлись и порвались, каждую дорожку приходится выравнивать, выкладывать, подшивать тончайшим шелком, очень тщательно и кропотливо подбирая цвет





А это фляга которая крепилась к седлу, приблизительно 18 век. Вышивка по коже и бархату. Тут реставрацию уже кто-то пытался делать, но ничего особо хорошего из этого не вышло(( Уникальный предмет продолжал ветшать и терять яркость. Его отправили в центр Грабаря. Тщательно изучив материал и нити, разыскав имеющуюся информацию о предмете в исторических книгах и интернете, мастер приступает к реставрации предмета..



Это фотографии восстановленных образцов с выставки "Век ради вечного", которая проходит сейчас в Выставочном центре







О Выставке рассказ впереди....
Journal information