Иды(лат. Idus — слово, вероятно, этрусского происхождения), середина месяца. В древне-римском календаре обозначали полнолуние и приходились на 15-й день марта, мая, июля и октября и на 13-й день остальных месяцев. Особенно знамениты мартовские иды, 44 до н. э., в которые был убит Гай Юлий Цезарь....
Друзья, сограждане, внемлите мне.
Не восхвалять я Цезаря пришел,
А хоронить. Ведь зло переживает
Людей, добро же погребают с ними.
Пусть с Цезарем так будет. Честный Брут
Сказал, что Цезарь был властолюбив.
Коль это правда, это тяжкий грех,
За это Цезарь тяжко поплатился.
Здесь с разрешенья Брута и других, —
А Брут ведь благородный человек,
И те, другие, тоже благородны, —
Над прахом Цезаря я речь держу.
Он был мне другом искренним и верным,
Но Брут назвал его властолюбивым,
А Брут весьма достойный человек.
Много ли мы знаем о тех временах. Плутарх и Светоний Транквилл, потом Шекспировский "Юлий Цезарь" пошел на экраны и в театры. В нашем безумном мире эти уроки истории, актуальны во все времена.
Что же такое "Юлий Цезарь" в московском театре Модерн. Прежде всего хочу сказать, спектакль нужно смотреть и СЛУШАТЬ - это безумно интересно, захватывает с первых сцен.
И хотя, Ю. Грымов убрал из постановки мистику (призраков Цезаря на сцене нет) и военные действия, спектакль только выиграл, думаю такие купюры сделали его более цельным. Нет масштабных видео эффектов, они совершенно не к чему. Действие происходит только в Риме до и после мартовских ид. Главные герои - Юлий Цезарь (Петр Ступин), Марк Брут (Алексей Гиммельрейх), Цинна (Александр Жуков), Кассий (Игорь Яцко), Марк Антоний (Алексей Багдасаров) - всего лишь люди. Люди, совершившие великие дела,но все же не боги или полубоги. Они способны любить,поддаваться соблазнам, предавать.
Режиссура, как обычно у Грымова очень интересна, например сцена убийства заговорщиков решена очень неожиданно. Режиссер заставляет вспомнить о том, что такое зерно роли. Так, в "прирученном" простаке и «доверенном лице» Марке Антонии (Алексей Багдасаров) шаг за шагом проступает жестокий и расчетливый интриган.
Художник по костюмам (Ирэна Белоусова) одела героев не в римские тоги, а в длинные ризы, похожие то ли на церковные, то ли на боярские и только безымянный гонец носит стилизованные римские доспехи. Во втором действии герои выходят на сцену в современных костюмах. Под пиджаками бордовые рубашки, правда у Марка Антония она ярко красная...
История предательства и политической демагогии, столкновения идеализма и аморальности, корысти власть предержащих и манипулирования "гласом народа". История, увы, на все времена.
Зал переполнен, места заняты все и приставные тоже. Но очень советую - попасть, обязательно, это нужно...
за приглашение на спектакль спасибо сообществу moskva_lublu
Journal information