
В XIV столетии здесь было Великое Княжество Литовское. Иван III, объявивший на правах потомка Великого князя Киевского Владимира все русские земли, включая Киев, своей вотчиной, отвоевал у Литвы Чернигов и Новгород-Северский. Борьба за них значительно обострилась после объединения в 1569 г Великого княжества Литовского и Короны Польской в единое государство
- Речь Посполитую. В результате Деулинского перемирия в 1618 г Чернигов и Новгород-Северский отошли к Речи Посполитой.
Земли по берегам реки Снов, были пожалованы поляку Салтану, образовавшему особую Ропскую волость. В результате войн, территориального деления они отходили то России, то Украине, то Речи Посполитой.

Старый Ропск –одно из древнейших сел Брянской области, упоминается в летописи в 1159 году. Село знаменито своей церковью Рождества Богородицы,расположенной на открытом месте в центре села. Впервые о деревянном храме в Старом Ропске упоминается в 1620 г. Позже храм по всей видимости был так или иначе утрачен. Но уже в период с конца XVII в по 1734 г на средства прихожан строится новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.




истории села Новый Ропск насчитывает более 400 лет. Селище Ропеск или Юропеск самое древнее на территории Климовского района цивилизованное поселение. Поселение существовало еще до монголо-татарского нашествия и входило в состав Черниговского княжества. Первое упоминание о Ропске встречается в Ипатьевской летописи под 1159 годом. Значит, он
существовал уже до прихода Новгород-Северского князя Игоря Святославовича. На половцев в 1185 году. Но точной даты основания села Новый Ропск нет.

Известно, что в этом древнем селе зародился промысел «валять шапки» - шаповалы. Затем промысел перерос в занятие –валять валенки. Промысел этот, его секреты сохранен до наших дней и уже ни одну сотню лет на Брянщине существует таинственный жаргон шаповалов – мастеров, которые валяют валенки. И здешние ремесленники до сих пор общаются между собой на секретной языке (лемезе), который сотни лет назад в целях конспирации придумали их предки. Откуда же взялся шаповальский язык? Есть предположение, что давным –давно в эти края его занесли скупщики щетины. Доподлинно же известно одно... Придуман он специально, чтобы чужие не поняли. В родном селе, где почти в каждом дворе был свой шаповал, сбыть товар было делом нереальным. И потому по заведенной дедовской традиции, отправлялись шаповалы на заработки подальше от дома. Мастера они были хорошие и тайной своего промысла не хотели делиться ни с кем. Поэтому язык кустаря давал возможность объясняться с партнером так, чтобы хозяин ничего не понял. Например: наниматель плохо кормил. В таких случаях говорили: «Лоха надо обяперить» - чужака надо обдурить. Вот некоторые слова из шаповальского словаря: жухля –бутылка, бурдасы –штаны, скитц –собака, варнак –петух, ходырки –ноги, микец – мальчик.



Свидетелем тех далеких времен выступает, расположенная в центре села Никольская церковь. Построена она была в 1732 году Даниилом Апостолом- малороссийским гетманом. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на внутренней стороне главного входа. Это один из древнейших архитектурных памятников нашего края. Построена церковь умельцами без применения пилы и гвоздей, это настоящий памятник русско-украинского зодчества.


А мы дальше поехали земли Стародубские изучать...

Елионка на Стародубье...
Journal information