Хива не выглядит малым городом, вместе с Ургенчем они составляют как-бы конгломерат в котором Ургенч отвечает за административный центр, а Хива - за исторический.
И вот первый лист. Ворота Кош-Дарваза или Двойные ворота, построены в 1912 году с той стороны, откуда в Хиву въезжали русские чиновники и купцы, и к ним прилагается торговый ряд в русском стиле. Через них мы выходим из Внешнего города в Новый город, который начал застраиваться ещё при Ислам-ходже.
Лист второй. Слева от Кош-Дарвазы находится мемориал, посвящённый Хивинцам, участникам Великой Отечественной Войны. На памятных листах высечены имена те, кто отдал свои жизни в борьбе с фашистами... Много там имен, очень много...
Лист третий. Дальше по улице Амира Тимура находятся первые в Хиве почта и больница, построенные под патронажем вазир-и-акбар Сеид Ислам-Ходжа. Сейчас исследователи говорят о том, что вазир-и-акбар и был автором нововведений, осуществлявшихся в первые годы правления Асфандияра. Благодаря его усилиям, политической прозорливости впервые в истории Хивы была разработана своеобразная государственная программа первоочередных мер по расконсервации и реформированию общества, которая нашла яркое отражение в фирманах начала 1911 года. По инициативе Сеида Ислам-Ходжи в городе Хиве в 1911 году было начато строительство первой в ханстве больницы со стационаром, проект которой составил московский архитектор А. М. Роп.
Там где раньше люди знали только табибов, теперь больных лечили профессиональные врачи. Здание больницы занимает несколько кварталов, расположенных вдоль Ичан-калы. В его строительстве и отделке принимал участие знаменитый художник из Хивы Абдулла Балтаев. Примечательно, что Сеид Ислам-Ходжа горячо поддержал идею создания при больнице женского отделения, понимая исключительную важность охраны здоровья матери и ребенка. 25 октября 1912 года он обратился к Асфандияр-хану с предложением пригласить для руководства отделением его дочь Уммы-Гульсум, которая работала врачом в селении Пап, что в Наманганском вилайете. Лишь 14 ноября хан направил послание дочери и поставил ее в известность о предложении вазир-и-акбара. Уммы-Гульсум согласилась не сразу. Сославшись на отсутствие в Хиве необходимых условий для врачебной практики, невозможность назначить ей такую же высокую заработную плату, какую получает в Папе, она первоначально ответила отказом. Но затем чувство долга побудило принять предложение. Уммы-Гульсум Асфандиярова — первая в истории Хивы женщина, получившая специальное медицинское образование в России и уже имевшая 5-летний опыт практической работы, возвратилась на родину и внесла вклад в развитие современного здравоохранения в ханстве.
Хивинская больница, названная именем цесаревича Алексея, была открыта в конце 1912 года. Ею руководил молодой врач А. Ф. Анисимов, окончивший в 1907 году медицинский факультет Московского университета. За короткий срок, несмотря на серьезные трудности, ему удалось укомплектовать лечебницу опытными специалистами, в том числе приглашенными из разных регионов России.
Больница, кстати, работает по сей день.
Лист четвертый. Несколько раньше в городе Хиве вступила в строй первая почтово-телеграфная контора (1911 г.). С ее появлением проблема оперативного и регулярного почтового обмена между ханством и другими районами Центральной Азии была практически решена. Хивинское ханство окончательно вошло в единую почтово-телеграфную систему Российской империи. Период ее информационной изоляции таким образом полностью закончился.
Лист пятый и последующие - это широкие городские улицы, река с красивыми ажурными мостиками через поток, дома и...двери..Да,да..двери в городах Узбекистана требуют отдельных сообщений, отдельных изданий. Двери это старинные произведения искусства, тончайшие узоры, ни один из которых не повторяется...
Journal information