Я ощутила это первозданное чувство на древних стенах Ичан Калъа. У их подножия лежит город - древний, сказочный, загадочный оазис в пустыне...
Город окутан прозрачной дымкой, словно кисеей. Он еще не засыпает, но уже прощается с солнцем. Он прикрывает веки, сквозь узкую щелку которых заглядывает вечер. Причудливые тени путешествуют по затихающим улицам. Чужая речь как миндальная косточка: кеча, куеш, кунботиш, соя. Там, под оболочкой - вкусно, но необычно, и не ясно.
Пестрая Азия засыпает, а странник, стоящий на древних стенах пробует выговорить то, что является долгим отзвуком или эхом далекой старины, немоты, небытия.... Хива...
Хива – древнейший город Узбекистана, возникший среди пустынь предположительно в V веке до н. э. В древние времена город назывался Хейвак. Легенда о происходжени города гласит, что основал его Сим (или Шем), сын известного нам по библейским рассказам Ноя. После всемирного потопа Сим долгое время бродил по пустыне. Утомившись долгими походами, он уснул, и приснилось ему 300 факелов. Сим воспринял это как знак и основал в том месте, на котором случайно уснул, город. Факелы, которые он видел во сне, располагались как очертания корабля, такие же очертания он придал этому городу. В центре города Сим вырыл колодец. Вода из колодца, как рассказывают легенды, была очень вкусной.
Это уникальный город-памятник, полностью сохранивший культурный стиль своего региона. В 1967 году он был объявлен городом-заповедником,а в 1990 году один район Хивы — Ичан-Кала был объявлен ЮНЕСКО историческим памятником мирового значения.
Город Хива представляет собой единственный по сохранности и концентрации архитектурных объектов выдающийся монумент средневекового градостроительства и архитектуры Средней Азии.
Дошедшее до нас слово «Хива» известно из арабских географических трудов Х века как название одного из населенных пунктов на караванном пути между Гурганчом (ныне Куня Ургенч) и Мервом (ныне Мары), более ранние сведения о городе неизвестны.
Во внутреннем городе — Ичан-кале — сконцентрированы ансамбли и комплексы монументальных сооружений, в густом окружении массовой жилой застройки. Уникальным памятником города является многоколонная джума-мечеть (конец ХVIII в.). В ней сохранились деревянные колонны ранних строений (Х—XVI вв.).О ней я расскажу отдельно
Известный арабский путешественник Ибн Батута, побывавший в Средней Азии в 30-х годах ХIV века, с восхищением писал в своих воспоминаниях о правах жителей Хорезма: "Во всем мире не довелось мне еще встретить людей более благонравных, чем хорезмийцы, более благородных, более гостеприимных по отношению к чужестранцам.
Современная архитектура органично входит в структуру города. Постепенное обновление отжившей свой век поздней глинобитной застройки идет разными путями; индивидуальное строительство жилых домов отражает социально-культурные изменения в быту, появление новых веяний в народной архитектуре.
Продолжение следует
Journal information