Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать - не исчислить заслуг.
Бывало, вся жизнь моя - в шарфе,
Лишь подан к посадке состав,
И пышут намордники гарпий,
Парами глаза нам застлав.
Бывало, лишь рядом усядусь -
И крышка. Приник и отник.
Прощай же, пора, моя радость!
Я спрыгну сейчас, проводник.
Бывало, раздвинется запад
В маневрах ненастий и шпал
И примется хлопьями цапать,
Чтоб под буфера не попал.
И глохнет свисток повторенный,
А издали вторит другой,
И поезд метет по перронам
Глухой многогорбой пургой.
И вот уже сумеркам невтерпь,
И вот уж, за дымом вослед,
Срываются поле и ветер,-
О, быть бы и мне в их числе!
Борис Пастернак.
А понадобилось построить эту дорогу в кратчайшие сроки французам, о чем они и заговорили в феврале 1901 года на совещании российского и французского генеральных штабов. Франция, обеспокоенная соседством с грозным противником в лице кайзера Вильгельма II, настаивала на скорейшем строительстве "сверхдальних" как их тогда называли дорог. Почему так срочно? Согласно военной конвенции 1892 г., именно Россия в случае войны должна была удерживать многочисленные германские войска в Восточной Пруссии, да и могла возникнуть необходимость переброски войск с восточных границ России к западным. Без интенсивного развития железнодорожной сети, в первую очередь на западном направлении, выполнить эти задачи было невозможно.
После переговоров на уровне глав государств, России были предоставлены французские займы на сумму 200 млн. руб. для реализации их в 1902–1904 гг. с целью немедленного проектирования и строительства стратегических железных дорог. Участок будущей линии от Бологого до Полоцка обошелся в 53 млн. руб.
20 мая 1907 г. состоялось открытие временного коммерческого движения. На участке Бологое - Осташков пошли товарно-пассажирские, а на участке Осташков - Полоцк только товарные поезда.
Как дорогу магистрального типа, Бологое-Полоцкую сооружали капитально, на века. Она пролегла по безлюдной местности "с первобытными условиями приложения населением своего труда" - так гласил "Краткий очерк развития нашей железнодорожной сети", изданный в Санкт-Петербурге в 1913 г. Вокзалы на дороге проектировали Станислав Воловский и Владимир Мышак, поляки по происхождению. Поэтому-то и просматривается в зданиях связь российского и западноевропейского зодчества. В деревянных объектах архитекторы сумели одновременно отразить в рамках стиля модерн народную традицию русских изб и теремов. А в кирпичных присутствуют и элементы польской готики, и помпезность официального европейского городского стиля рубежа ХIХ–ХХ веков (высокие окна с орнаментикой, монументальность и затейливость кирпичной кладки). Были при вокзалах и буфеты и ватерклозеты и даже бани, все зависит от класса вокзала от I да IV....
Journal information