appassionata_lr (appassionata_lr) wrote,
appassionata_lr
appassionata_lr

Categories:

Между бордюром и поребриком по железной дороге

- Это что за остановка -
Бологое иль Поповка? -
С.Маршак



«Октябрьская магистраль. Поезда, поезда, поезда… Товарные и пассажирские, почтовые и скорые с поэтическими названиями «Красная стрела», «Северная Пальмира», «Юность». На отдельных участках пути между Москвой и Санкт-Петербургом они мчатся со скоростью 200 км в час. <...> Мелькают названия станций и полустанков. А вот и середина пути – большая узловая станция Бологое,к которой вплотную примыкает город того же названия» кусочек текста из брошюры в местном краеведческом музее...



Расположение города между Питером и Москвой порождает множество легенд, баек и анекдотов, а устный фольклор изобилует шутками, обыгрывающими различия между московской и петербургской речью. Говорят, что где-то в центре города существует место, где московский «бордюр» переходит в питерский «поребрик». Жители восточной части города, лежащей ближе к первопрестольной, покупают в магазинах «белый хлеб», в то время как западной – исключительно «булки».



Ходила легенда-шутка, что Аркадий и Борис Стругацкие, проживая в разных городах (Москве и Ленинграде), для написания своих книг встречались на полпути между городами, в Бологое. Все знали, что это шутка, но относились к ней с полным пониманием. «Легенду, сам того не желая, создал сам Аркадий Натанович. Отвечая корреспонденту рижской газеты «Советская молодежь» на вопрос, где братья Стругацкие пишут свои произведения, Аркадий Натанович пошутил: «Съезжаемся между Москвой и Ленинградом, в Бологом, сидим в станционном буфете, пьем чай и пишем». Интервью было опубликовано в 1974 году. А через два года два корреспондента «Комсомольской правды» в тексте интервью с Аркадием Натановичем совершенно серьезно написали про кафе «У Бори и Аркаши» в Бологом, где, по их мнению, «были написаны книги „Трудно быть богом“, „Понедельник начинается в субботу“, „Пикник на обочине“, „Улитка на склоне“».



Город имеет довольно древнюю историю.«Сельцо Бологое над озером Бологим» впервые упоминается около 1495 года в писцовой книге Деревской пятины Новгородской земли.







В 1851 году была открыта станция Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Для обслуживания железной дороги были построены склады, мастерские, депо, здания различных служб. Здание кругового депо



Появление железной дороги послужило толчком быстрому развитию в районе ст. Бологое.Вокзал в Бологом – настоящий памятник архитектуры.



Свой современный облик, такой, каким мы видим его сейчас, вокзал приобрел в конце 80-х годов XX века. Навес укрывающий пассажиров от непогоды, держится на старинных чугунных колонах, установленных еще в середине 19 века.



Вот, например, что написал о вокзале на станции Бологое французский поэт Теофиль Готье:«Широкие сводчатые оконные проемы с двойными стеклами с двух сторон освещали зал, где был накрыт стол и где царила приятная тепличная температура, в которой веерные пальмы, тюльпанные деревья и другие растения тропических стран уютно раскрывали свои широкие листья».



На Привокзальной площади в 2012 году был установлен бюст Владимиру Высоцкому. На бюсте высечены слова из его песни: «Растаяли льды, километры и годы, мой первый состав возвратился назад...». Это первый памятник Высоцкому на Тверской земле, и в Бологое он появился не случайно. Высоцкий не раз бывал на перроне Бологовского вокзала, в нашем районе каждое лето отдыхает на даче его первая жена, актриса Иза Высоцкая. И вот теперь у бологовцев есть "свой Высоцкий".



Памятников паровозам в Бологом два





Старинная водонапорная башня, которая стоит на Привокзальной площади.









в годы Великой Отечественной войны, когда город, именно в силу своего стратегического значения для снабжения фронтов и, в частности, для обороны Москвы, подвергался массированным бомбардировкам. Специальная германская авиационная дивизия бомбила Бологое (сброшено 1811 бомб). После этого было немецкое донесение: станций Бологое и Медведь больше не существует, они стерты с лица земли.



Фугаски ложатся одна за другою,
Сирены рыдают навзрыд.
Горит Бологое, горит Бологое,
Как Ржев и как Лондон горит.





Исторических памятников и зданий в Бологом сохранилось немного. В 1932 году большевики взорвали Покровскую церковь, в которой когда-то в качестве регента служил будущий автор музыки Государственного гимна России Александр Васильевич Александров. На ее месте сейчас фонтан





















Деревянные дома железнодорожников.















Небольшой, но интересный Краеведческий музей в городе, о котором я расскажу отдельно

Tags: Подмосковье, Россия, зима, путешествия, фото
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • "Холодный кипяток нарзана"

    «Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто…

  • "Место, где не лежит трава"...

    "...звездная бездна над головой, опять душистая прохлада ночи; кругом опять призраки и узорчатые тени по горам, а в самой выси,…

  • Эльтюбю

    “Горы были его хозяевами. Они окружали жизнь. Они были чашей реальности, неподвластной росту, борьбе и смерти. Они были его абсолютным единством…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • "Холодный кипяток нарзана"

    «Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто…

  • "Место, где не лежит трава"...

    "...звездная бездна над головой, опять душистая прохлада ночи; кругом опять призраки и узорчатые тени по горам, а в самой выси,…

  • Эльтюбю

    “Горы были его хозяевами. Они окружали жизнь. Они были чашей реальности, неподвластной росту, борьбе и смерти. Они были его абсолютным единством…