appassionata_lr (appassionata_lr) wrote,
appassionata_lr
appassionata_lr

Category:

"Служенье муз...."

"...Театр уж полон; ложи блещут
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит..." - знаменитые строки великого поэта о Большом, о Театре - Большом - в прямом и переносном смысле этого слова.



А задумывались ли вы когда-нибудь о тех, кого "не видит зритель, но без их закулисной деятельности невозможно то чудо, которое во всем мире именуется одним словом – "Большой" - слова Владимира Урина, генерального директора ГАБТ, в интервью журналистам ТАСС работавшим над специальным проектом "Бесценные люди".



Во время нашей экскурсии по закулисью Большого театра именно эти люди, готовившие театр к встрече со зрителем в новогодних спектаклях, чаще всего встречались на нашем пути.Фотографировать, правда, нам их не разрешили - таковы правила. Поэтому давайте проведем "Репортаж без героя"...)



Женский костюмерно-пошивочный цех находится очень высоко, где-то под театральной крышей ГАБТ, из окон видны крыши ЦУМа.



Костюмы шьют в театре и в театре же носят, ведь балетные пачки - легкие, нежные, трудоемкие, транспортировка может повредить костюм.



Пачки в России, правда, долго не приживались, и новатором тут стал Большой театр, верней балерина Большого Аделина Джури в начале 1900-х годов. Капризной особе не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.



В 30-40-х годах на сцену вернулась балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А все потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане». Другие постановщики в это же время использовали короткую и пышную пачку. Об истории сценического костюма можно рассказывать очень долго, историй много - длинных и не очень и они такие же интересные как и история театра.



Сценический реквизит так же как и костюмы создается в мастерских ГАБТ.







Во время спектаклей на сцене бьют фонтаны, вырастают замки и леса и все это должно оперативно и быстро появиться и исчезать незаметно для зрителя. Реквизит мы встречали везде - в залах и коридорах Театрального дворца. Экскурсовод рассказывала к какому спектаклю была сделана та или иная декорация, стол, часы, кресло или трон...







Большой театр после реконструкции это огромный "мегаполис" искусства с несколькими сценами, огромными холлами и залами, современными бесшумными лифтами.









Открыв дверь попадаем мы из залов старинного дворца на лестницу с блестящими хромированными перилами. Пройдя по широким коридорам, рассчитанным на променад дам прошлых веков в широких кринолиновых юбках, садимся в количестве пяти человек в стеклянный, бесшумный лифт,и в считанные секунды проносимся от подвала до крыши.







Дверь открылась бесшумно и вот мы заходим в зрительный зал.





Огромная люстра которая, как писал Альберт Кавос, профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров создавший проект восстановления театра после пожара 1853 года, ".. основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение».





Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение.



Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы».



Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз — музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках.





Светильники в театре - важная часть интерьера. Канделябры на стенах восстановлены по историческим эскизам. А сценическим свет - это одна из важнейших составляющих спектакля и должность человека, отвечающего за этот свет называется Художник по свету....Художник....







Так же быстро, как и лифт "проносимся" мы по основным вехам истории Большого театра. 1919 год, В. И. Ленин и другие члены правительства присутствовали на концерте в Большом театре для делегатов 7‑го съезда Советов и в Бетховенском зале слешали столь любимую вождем Аппассионату Бетховена. Хотя, как вспоминал Луначарский, "Ленин относился к Большому театру очень нервно", называл "куском чисто помещичьей культуры". Зимой 1919 года по его настоянию Совнарком принял первое решение о закрытии Большого. Театр отстояли, но урезали бюджет. А зал, кстати, где все происходило, называется Бетховенским..











Вообще у Большого история бурная - театр несколько раз горел, во время Великой Отечественной Войны в него попала бомба, но реставраторы восстановили театр. Масштабная реконструкция наших дней, я хорошо помню сколько раз обещали открыть театр, но сроки все переносились.



В одном из многочисленных коридоров есть старинное зеркало - пережило с театром очень много.









При реставрации на кирпичах в стене были найдены клейма, которые ставили раньше их производители





Большой выстоял и на его сцене идут прекрасные постановки, в некогда бальных залах проходят выставки, посвященные великим артистам выступавшим в Театре. А тех, кто по какой либо причине не попадает на спектакли, приглашают на экскурсию...





Выставка о Марисе Лиепа "ТЕАТР – ЭТО ЕГО МИР, ОН ГДЕ-ТО ТАМ... НАВЕРХУ... ВЫСОКО-ВЫСОКО...."


А ведь и у меня лично с театром есть кое-что общее, "родились" мы в один день - 28 марта)), только вот годы немного разные - всего-то почти каких-то 200 лет между нами....))



Информация взята тут "Бесценные сотрудники"
На сайте Большого театра
За возможность попасть на экскурсию большое спасибо сообществу moscultura и Анне atlanta_s
Tags: Москва, Россия, театр, фото, экскурсия
Subscribe

  • ДушеГрея

    "Ножка, ножка-чародейка, Глазки девицы-души, Голубая душегрейка,- Как вы были хороши!..." Евдокия Ростопчина «Вскоре после болезни отец…

  • По Питеру

    "... Вот я вновь прохожу в том же светлом раю — с остановки налево, предо мною бежит, закрываясь ладонями, новая Ева, ярко-красный Адам…

  • "Дом моделей. Индустрия образов"

    "Мода – это не то, что существует только в платьях. Мода в небе, на улице. Мода имеет дело с идеями: как мы живём и что вокруг нас происходит..."…

promo appassionata_lr февраль 12, 2019 07:19 30
Buy for 10 tokens
Островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные - словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы... И это все о ней - о Тюбетейке)) Хотите убедиться? И не только узнать о формах, видах, традициях и обычаях связанных с этим…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • ДушеГрея

    "Ножка, ножка-чародейка, Глазки девицы-души, Голубая душегрейка,- Как вы были хороши!..." Евдокия Ростопчина «Вскоре после болезни отец…

  • По Питеру

    "... Вот я вновь прохожу в том же светлом раю — с остановки налево, предо мною бежит, закрываясь ладонями, новая Ева, ярко-красный Адам…

  • "Дом моделей. Индустрия образов"

    "Мода – это не то, что существует только в платьях. Мода в небе, на улице. Мода имеет дело с идеями: как мы живём и что вокруг нас происходит..."…