Осенняя грязь –
«Хуже нет для пехоты» –
Трясиною чавкает под сапогом,
Бредут напролом истощенные роты,
И взрывы шрапнели, «ложатся кругом».
По той стороне месят жижу французы,
Гремит артиллерия где-то в кустах,
На поле остатки гнилой кукурузы –
«И части противника в разных местах».
Который уж раз, в штыковую атаку,
Почти обречённо, «За смертью бредём»,
Лишь жаждем сигнал: «Отойти к бивуаку»,
«Да руганью, –
Нервам, разрядку даём».
Но с каждым движеньем французы всё ближе,
В нестройных рядах плохо лица видны,
И каждый надеется всё-таки выжить,
Во всех проявлениях этой войны.
А чёрную гарь заметает позёмка,
По фронту два войска «скрестили штыки»,
«Откуда невесть промычала бурёнка»,
В глубоком овраге у кромки реки…
«Мы левым крылом, смяли штаб Бонапарта» –
«Пристукнуть его и мытарствам *шабаш»,
И выбив *гвардейцев, –
бойцы авангарда,
Уже захватили его *экипаж…..
«Но скошенной жнивой валились солдаты,
Совсем неуютно, в могилы свои»,
И мчат на подмогу драгуны Мюрата,
Чтоб нас утопить, в православной крови.
«Французы зараз оказались сильнее»,
А наша надёжа,* «лишь прусский Лесток»……
Но славный Ермолов своей батареей,
Шальную атаку отбросить помог.
«Не виден успех.
И всё больше потери
Несут полководцы с обеих сторон»,
Взрывалась земля, пули всюду свистели –
И личный состав нёс тяжёлый урон.
Окончена битва, «и нету в ней пользы» –
«Ведь бой проиграли здесь две стороны»,
«А ты *император хоть Бога побойся –
За всей бесполезностью этой войны»…..
© Copyright: Галкин Юрий Анатольевич, 2014
26-27 января (7-8 февраля) 1807 г. у города Прейсиш-Эйлау в Восточной Пруссии (ныне город Багратионовск Калининградской области Российской Федерации) во время русско-прусско-французской войны 1806-1807 гг. произошло генеральное сражение между русской и французской армиями.
4 (16) января русская армия под командованием генерала Л. Л. Беннигсена начала наступление от Бялы на запад с целью разбить изолированные левофланговые корпуса наполеоновской армии под командованием М. Нея и Ж. Бернадота. Из-за нерешительности Беннигсена этого достигнуть не удалось. Наполеон сумел собрать с зимних квартир до 70 тыс. человек и перешёл в наступление от Алленштейна на север с целью отрезать русскую армию от сообщений с Россией.
26 января (7 февраля) в ожесточённом бою на подступах к Прейсиш-Эйлау арьергард генерала П. П. Багратиона сдержал превосходящие силы противника, обеспечив главным силам русской армии возможность занять позиции на высотах севернее города. Денис Давыдов писал: «Черт знает, какие тучи ядер пролетали, гудели, сыпались, прыгали вокруг меня, рыли по всем направлениям сомкнутые громады войск наших и какие тучи гранат лопались над головою моею и под ногами моими!»
На рассвете 27 января (8 февраля) корпус Сульта предпринял отвлекающий удар против войск Тучкова, а в 10 ч утра корпус Ожеро атаковал центр русской армии, но понёс большие потери от огня батарей и контратакой был отброшен на исходные позиции. Лишь ввод в бой кавалерии маршала И. Мюрата и гвардии маршала Ж. Бессьера спас войска корпуса от полного поражения. В полдень по левому флангу русской армии нанёс удар подошедший к месту боя корпус маршала Даву, а на правый фланг обрушился корпус маршала Нея (всего 25 тыс. человек). В этот критический момент по инициативе начальника артиллерии правого крыла русского войска А. И. Кутайсова под Ауклаппен были переброшены 3 конноартиллерийские роты. Их меткий картечный огонь вынудил французов оставить Ауклаппен. Войска левого крыла и общего резерва русских совместно с прибывшим корпусом Лестока мощной контратакой отбросили корпус Даву к Клейн-Заусгартену.
По воспоминаниям Дениса Давыдова, участника сражения, «произошла схватка, дотоле невиданная. Более двадцати тысяч человек с обеих сторон вонзали трёхгранное острие друг в друга. Толпы валились. ... в продолжение шестнадцати кампаний моей службы, в продолжение всей эпохи войн наполеоновских, справедливо наименованной эпопеею нашего века, я подобного побоища не видывал! Около получаса не было слышно ни пушечных, ни ружейных выстрелов, ни в средине, ни вокруг его слышен был только какой-то невыразимый гул перемешавшихся и резавшихся без пощады тысячей храбрых. Груды мёртвых тел осыпались свежими грудами, люди падали одни на других сотнями, так что вся эта часть поля сражения вскоре уподобилась высокому парапету вдруг воздвигнутого укрепления».
Атака кавалерии Мюрата остановила наступление русских войск. Однако дальнейшие попытки Наполеона прорвать боевые порядки русской армии или окружить её потерпели неудачу. Поздно вечером сражение прекратилось.
Обе стороны понесли большие потери — по 26-36 тыс. человек с каждой стороны. Свидетель этого страшного дня оставил следующее воспоминание об увиденном: «Никогда прежде такое множество трупов не усеивало столь малое пространство. Все было залито кровью. Выпавший и продолжавший падать снег скрывал мало по малу тела от удрученного взгляда людей«. И далее: "Перейдя через одно поле, мы тут же оказались на другом, также усеянном трупами«. Говорят, что маршал Ней, видя десятки тысяч убитых и раненых, воскликнул: «Что за бойня, и без всякой пользы!"
Сражение при Прейсиш-Эйлау оценивалось современниками как стратегический, успех русской армии. Это одно из тех немногих генеральных сражений, в которых Наполеону не удалось добиться решающей победы.
Рассказы о Восточной Пруссии
Восточная Пруссия
Без кота и Восточная Пруссия не та))
Последние дни ноября в Восточной Пруссии
Росситтен- "Майорат", орнитология и готика в Восточной Пруссии
Танцевальные па "пьяного леса"))
Странствующие дюны...
Гросс-Фридрихсдорф и клад Бауэра Гере
...мир забываешь земной...
Средневековая Италия в русской провинции
Замок Фридрихсбург - орденские братья, дети и сторожевая гусыня
Клад тамплиеров
Journal information