appassionata_lr (appassionata_lr) wrote,
appassionata_lr
appassionata_lr

Categories:

Без конца, без умолку, без толку длилось лопотание колес...(М.Алигер)

 



 

"Московская Окружная железная дорога, являясь одним из грандиозных и красивейших сооружений России, огибает Москву на протяжении 50 верст и проходит по окрестностям Москвы, богатым как историческими памятниками, так и торгово-промышленными вооружениями, причем со многих пунктов дороги открывается прекрасный вид на Москву". (Путеводитель Н. Н. Останковича по Окружной дороге 1912г.)
Первые проекты Московской Окружной появились в 1860-х - 1870-х годах. Они были направлены, главным образом, на облегчение передвижения грузов, шедших гужевым транспортом по территории города, путем отвлечения их на кольцо дороги. Таковы были проекты купца Сушкина (1869 г.) и инженеров Горчакова и Пороховщикова, по которым линия Окружной дороги направлялась по Камер-Коллежскому валу, т.е. по границе города.
Постройка Окружной дорги была закончена к 1907 году. 19 июля 1907 года по ней прошел первый поезд. Этот день корреспондент газеты "Новое время" описывал так: "Жаркий солнечный день выдался 19 июля, когда происходило торжество открытия движения Московской Окружной дороги. Наш поезд, где ехал министр путей сообщения и разные чины железнодорожного ведомства, вышел без четверти одиннадцать утра, но уж солнце палило нестерпимо. Железнодорожники ехали веселой толпой, оживленно переговариваясь и указывая на постройки Окружной дороги.
20 июля 1908 года дорога перешла от строительного управления в ведение Николаевской железной дороги, и с этого же дня по Окружной было открыто регулярное движение поездов. В сутки проходило четыре поезда. Схема движения была такова: поезда выходили с Николаевского вокзала, отправлялись через Московско-Брестскую дорогу на станцию Пресня Окружной дороги. До этого места каждый поезд шел двойной тягой. Здесь его разъединяли. Один паровоз ехал "по часовой стрелке", другой - в противоположную сторону. Каэедый тащил за собой состав из трех вагончикок Обогнув кольцо, оба поезда опять возвращались на Пресню, здесь объединялись в один и возвращались на Московско-Брестскую дорогу.
Вокзалы Окружной как, впрочем, и все ее постройки близки к стилю модерн и, по отзывам современников, напоминают железнодорожные здания Германии и Австрии. Часть из них имеет оригинальные фасады, часть (Ростокино, Лефортово, а также Белокаменная, Черкизово и Кожухово) - "типовые". Для персонала станций были выстроены жилые дома девяти типов. Жилой фонд Московской Окружной железной дороги при ее пуске в 1908 году составлял 8000 м2, не считая путевых будок, казарм и полуказарм, сооруженных для путейских рабочих. При станциях были возведены многочисленные службы, причем многие имели оригинальное архитектурное оформление. Интересны были и здания продовольственных пунктов, имевшихся в Лихоборах, Серебряном Бору, на Пресне и на Угрешской. Даже на столь функциональное помещение как "Отхожее место на 52 очка" при продовольственном пункте было приятно смотреть. Интерьеры служебных и жилых зданий были выполнены с большим вкусом, согревали их голландские и русские печи, часы "электрические и пружинные" были поставлены фирмой "Павел Буре".
За Алексеевским мостом Окружной дороги, некогда названным в честь наследника престола цесаревича Алексея Николаевича и считавшимся одним из красивейщих в Москве, мы приближаемся к станции Канатчиково. До нее можно добраться пешком от метро Ленинский проспект.


 

"Канатчикова дача, этот громадный дом умалишенных, окуривается, в зависимости от ветра, заразой калужских свалок или остатками живодерных прелестей. Мы едем живодерной выемкой. Здесь почва заражалась едва ли не более столетия и представляет собой сплошь могольники. Ямы и курганы, ямы и курганы! Общий вид напоминает карту Луны. Люди, производившие здесь первоначальные земляные работы, без ужаса не могут рассказать о пережитом. Возможно было работать разве только зимой, снимая мерзлыми слоями замерзшую трупную жижу. С рабочими делалось дурно, они не могли есть мяса. Но все ужасы были побеждены и результатом явилась громадная выемка. Это какое-то страшное место, невдалеке и татарское кладбище, и Даниловское, и холерное. На станции Канатчиково невозможно было дышать от зловония." это из "Впечатлениям первой поездки по Окружной дороге"
Это 1907 год. А вот слова человека, работавшего на станции с 1908 года: "По вечерам вокруг станции было темно и глухо. Отработаешь, бывало, часов 13-14 подряд, отпросишься, наконец, домой, идешь и боишься." (П.И.Павлова. "На месте бывшего леса").
В этих же воспоминаниях бывшего счетовода- кассира станции Канатчиково имеется интересное описание канатчиковских залов ожидания: "Внутри вокзала было три больших зала - 1-го, 2-го и 3-го классов, сильно отличавшихся друг от друга. В первом классе в углу поблескивал огромный иконостас, стояли мягкие диваны в белых полотняных чехлах. Во втором классе диваны тоже были, но жесткие, деревянные. В зале третьего класса совсем не было мебели. Хочешь присесть - садись на пол".
Сейчас в Канатчиково  сохранились вокзал, два жилых дома, сторожка, будка централизации, пакгауз. У вокзала установлен памятник железнодорожникам, павшим в годы Великой Отечественной войны.


 

А вот если проехать поездом в туннель под Ленинским проспектом, то можно увидеть то, что никогда не откроется взору тех, кто не ездил по МОЖД. Это перрон законсервированной до поры железнодорожной станции – параллельной с метрополитеновской.(метро Ленинский проспект всегда закрытая лестница)


 

От станции Канатчиково недалеко до Андреевского (Сергиевского) моста Окружной дороги. Он был назван в память московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, принимавшего деятельное участие в принятии решения о постройке Окружной дороги и проводившего летние месяцы в Нескучном дворце, расположенном неподалеку. Позже мост был переименован в Андреевский в честь соседнего Андреевского монастыря.


 

Через Андреевский мост можно пройти к станции Воробьевы горы Окружной железной дороги, занявшей территорию бывшего Вавилонского сада, принадлежавшего Новодевичьему монастырю. Некоторое время от него сохранялся "Вавилонский колодезь", вырытый, как говорили, по приказу царя Алексея Михайловича, и принадлежавший церкви Тихвинской Богоматери в Малых Лужниках. Причем на станции Воробьевы горы было предусмотрено помещение для буфета, единственного на всем кольце.


 

От Воробьевых гор Окружная дорога идет вдоль Хамовнического вала, пересекает Москва-реку по Краснолужскому мосту (бывший мост императора Николая II), и подходит к станции Потылиха.


 

И вокзал Воробьевых гор, и вокзал Потылихи, ввиду местных условий (железная дорога идет по высокой насыпи) соединены в одно здание с квартирами для служащих и помещениями для центрального управления стрелками, и построены высотой от двух (Воробьевы горы) до пяти (Потылиха) этажей.
За сто лет дорога, конечно же, претерпела много изменений. Хотя инфраструктура ее сохранилась, ряд станций и боковых веток закрыли. Некоторые постройки сейчас переданы другим организациям и ведомствам.(Вокзал станции "Воробьевы Горы", "Потылиха" и т.д.) 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
(информация из Сети, фото Appassionata, старые фото в коллажах сайт РЖД)

 
Tags: Москва, фото
Subscribe
promo appassionata_lr february 12, 2019 07:19 30
Buy for 10 tokens
Островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные - словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы... И это все о ней - о Тюбетейке)) Хотите убедиться? И не только узнать о формах, видах, традициях и обычаях связанных с этим…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments