
Одна из некогда крупнейших в Смоленской области усадеб в стиле классицизма (1799—1800) построенная по заказу А.А. Голицына архитектором Ж. Тома де Томаном, дебютировавшего этим проектом в России, сейчас выглядит так...

Говорят, если на самуйловский дворец посмотреть сверху, он напомнит очертания двуглавого орла.

Глядя на эти руины сейчас, трудно поверить что когда-то здесь было 126 комнат. К двухэтажному центральному зданию примыкали два боковых двухэтажных корпуса. Внутреннее убранство дома было чрезвычайно роскошным: настенные росписи, изразцовые печи, наборный паркет…

По легенде, князь Голицын был иезуитом и организовал у себя в подземелье церковь, там же, как утверждают старожилы, находилась тюрьма. Потайной ход вел через пруды и церковь, а выходил к дому священника.

Перед домом был устроен огромный полуовальный луг - партер, террасами спускающийся к каскаду из шести прудов которые имели свои названия: Самуйловский, Теняевский, Черный, Дворцовый, Нижний, Круглый.. Липовый парк был заложен ещё в середине XVIII века. Он состоял из 12 расходящихся от центра аллей. Когда-то именно сюда бегали на свидания дамы в кринолинах. А самуйловский дворец с белыми колоннами стоял на берегу сонного пруда, в нем бранились помещики, ворчали от злости жирные обжорливые моськи, крестьянские девки отгоняли мух от спящей барыни, а старые нянюшки молча снимали пенки с варенья ...




С этим местом связано много легенд и историй, говорят, что здесь собирались иезуиты, кроме того, рассказывают, что в этом месте было жестоко подавлено восстание крестьян. Но тайны, секреты, которые хранят эти стены, уже исчезают вместе с ними. В конце XIX века Самуйлово было продано. Новыми хозяевами стали купцы Александров и Комаров, которые продали имение князю Лобанову-Ростовскому. Казалось, наконец Самуйлово вернулось к исконным владельцам, но они вскоре продали имение В.Шульцу. К этому времени имением никто всерьез не интересовался. В 1914 году Г.К.Лукомский, посетивший усадьбу, писал: "Ныне дом в запущенном состоянии, а прелестные росписи на стенах, вероятно, скоро погибнут".. В 1934 году усадьба горела, а уже сейчас превратилась в руины.





Усадебную церковь взорвали фашисты еще в 1943-м. Старожилы говорят: из-за какого-то запаса, который невозможно было вывезти.



Journal information