Чиков по батюшке,
Шеф простофиль,
Глупцов по дядюшке,
Идя в кадриль
Шутов по зятюшке,
В речь вводит стиль
Донцов по матушке."
М.Ю.Лермонтов
- эта эпиграмма была написана Лермонтовым мелом на зеленом сукне карточного стола в ответ на нецензурную брань Васильчикова. А как мы знаем Александр Михайлович Васильчиков - секундант Мартынова на последней дуэли поэта.

И вот, предположительно в 1870-х годах в одном из внутренних простенков церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово была написана большая фреска на библейский сюжет о «Страшном суде». В ее правом нижнем углу, среди грешников, терзаемых дьяволами и горящих в адском огне, мы отчетливо видим Михаила Юрьевича Лермонтова. Церковь и Усадьба при ней принадлежали в то время Васильчикову...После смерти Мартынова в 1875-м году, Васильчиков остался единственным живым свидетелем трагедии. И кто знает, может быть, это именно он, так своеобразно почтил память своего врага, самолично или через кого-то из своих родственников приказав отправить Лермонтова в ад.

В 1928 году эта фреска была снята со стены и перевезена в Ленинград, в музей истории религии и атеизма, а в 1935 году сдублирована на холст художником-реставратором Д.Ф. Богословским.

Но история Храма началась гораздо раньше в 1714 году, когда князь Григорий Федорович Долгоруков (1656-1723), сенатор, полномочный посол России в Польше, приступает к созданию храма-ротонды в своем имении в селении Подмоклово. Храм был построен в стиле западноевропейского барокко, а по осям пилонов аркады, над карнизом на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады поставлены фигуры 12-ти апостолов и 4-х евангелистов высотой 1,82 м. изготовлены они из изготовленной из мячковского известняка





Усадебный ансамбль в стиле раннего классицизма окончательно оформился к концу XVIII века. Сейчас можно лишь предположить, что строительство его состоялось еще при Долгоруковых, владевших имением до 1784 года. Затем владение перешло к помещику П. Ф. Тютчеву, далее к Васильчиковым, при них усадьба пришла в упадок. Зарос террасный парк, выполненный в английском стиле, высох каскад из пяти прудов, пополнявшихся ключевой водой, погибли многочисленные деревья и кустарники. В 1894 году усадьбу приобрел серпуховский фабрикант П.И. Рябов, который владел имением до 1917 года. По данным 1913 года в Подмоклове было 173 двора, в селе проживали 1368 человек.


Парк в Подмоклове проектировался и закладывался в соответствии с действовавшими принципами и представлениями о садово-парковом искусстве того времени. Он сочетал регулярную и пейзажную составляющие. От парадной части к храму ниспадали широкие ступени террас; дом и церковь соединяла аллея, совпадавшая с главной планировочной осью имения. Вид сквозившего в конце аллеи Рождественского храма, главенствовал среди других панорамных картин. Сегодня, с утратой большинства деревьев подъездной аллеи, эта картина разрушена. Террасированный парк украшали пруды, объединенные в единую систему, питаемую подземными ключами.




Подмоклово пережило не одну волну разрушений. Нет больше хозяйственного комплекса (на западной периферии имения видны остатки фундаментов отдельных строений), утрачено парадное ядро. Его единственная компонента — флигель, служивший в советское время детским интернатом, представляет собой кирпичный остов без кровли и перекрытия. Заросший парк потерял свою привлекательность, частично вырублен, замусорен.

Ничто более не напоминает о существовании колокольни (1861) фундамент которой был отделан редкими сортами черного мрамора, Святых ворот и церковной ограды. Но все же время сохранило для нас самое ценное в Подмоклове — «наиболее раннюю из дошедших до настоящего времени от всей первой половины XVIII века ротонд»...



Сейчас в Церкви в Подмоклово проводятся Концерты и фестивали. Небольшой фрагмент фестиваля Святки в Подмоклово 2016, выступление "Приидите, возрадуемся" - православные духовные песнопения и концерты 17-18 веков., вокального трио (Ирина Григорьева, Анна Лосева, Варвара Синицына) - проект ансамбля древнерусской духовной музыки "СИРИН".





Journal information