appassionata_lr (appassionata_lr) wrote,
appassionata_lr
appassionata_lr

Categories:

Архитектурная Москва глазами инженера

В Москве ежедневно проходит много разных экскурсий - краеведческих, исторических, архитектурных. Я же хочу вас познакомить с...Давайте, наверно с самого начала)))



Константин Мельников сегодня признан одним из крупнейших архитекторов XX века. Его работы вошли во все учебники, а столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова. А теперь спросите себя: много ли работ Мельникова вы видели, прожив в Москве всю жизнь? На экскурсии “Весь Мельников” которая проводится в рамках образовательного проекта «Москва глазами инженера» и совместно с Центром авангарда на Шаболовке можно не только увидеть, но и услышать обстоятельный и интересный рассказ о том, как задумывались, разрабатывались и воплощались, или не воплощались в жизнь как знаковые, так и малоизвестные (но оттого не менее интересные) работы архитектора.



Аавтобусную экскурсии “Мельников. Главный архитектор XX века” мы начали с одной из самых ранних сохранившихся работ Мельникова — конторы Новосухаревского рынка, сегодня затерявшуюся в переулках Сухаревки.



В 1924 году было решено строить новый рынок на территории бывших владений Гефсиманского скита между Б. Сухаревским переулком, Трубной и Садово-Сухаревской улицами. Мельников предложил застроить отведенную территорию небольшими сблокированными деревянными павильонами. Каждый блок состоял из двух прямоугольных в плане помещений, выходящих витриной на противоположные стороны. Из нескольких таких блоков собирались торговые ряды, причем так, чтобы каждый киоск выходил лицевой стороной под углом к проходу между рядами. Такое «пилообразное» расположение в плане имеет несколько особенностей: во-первых, покупатели могли видеть сразу весь товар целого ряда, во-вторых, у каждого павильона появлялась зона покупателя, в-третьих, покупатель, выбирая товар, не мешал проходящим по ряду. Каждый киоск имел свой номер и окраску, соответствующую ряду и виду торговли. Как писал сам архитектор, это превращало «всю территорию в сплошное море архитектурной живописи». Последние эскизы по оформлению торговых рядов и рыночных ворот Мельников делал уже в Париже, куда выехал в 1925 году для постройки павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств.



Ново-Сухаревский рынок просуществовал до 1930 г., когда торговлю перевели на Ярославский рынок, находившийся на Мещанской улице. После закрытия территорию рынка стала занимать автодормехбаза. От «новой Сухаревки» осталось лишь одно здание – его контора.



Далее мы отправились к Гаражу на Новорязанской улице — памятнику архитектуры русского авангарда, построен был на Новорязанской улице в Москве по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в 1926—1929 годах как гараж для грузовых машин.



Гараж в плане имеет форму, напоминающую гигантскую подкову. Столь необычная планировка гаража была выбрана Мельниковым из-за неудобной треугольной формы выделенного под застройку участка. Разработанная архитектором подковообразная схема парковки машин обеспечивала компактное размещение максимально возможного количества грузовиков на данной площади и их удобный въезд и выезд из гаража



В настоящее время в гараже на Новорязанской улице продолжает располагаться 4-й автобусный парк. К зданию гаража с внутренней и наружной сторон примыкают многочисленные пристройки, сооружённые в последние десятилетия и искажающие исторический облик здания.



Еще один гараж - Бахме́тьевский — здание бывшего гаража на улице Образцова (бывшей Бахметьевской улице), владение 19 А, в Москве, построенное в 1927 году по проекту зодчих Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд».



так Мельников пишет о том, как появилась архитектурная идея именно такого гаража "…я выехал на Ордынку и увидел: заграничных щёголей дёргали передним, задним ходом, — вспоминал К. Мельников, — с бранью пятили, укладывая на ночлег. Жаль стало истраченных слитков золота. В грёзах «Лейланд» рисуется мне породистым конём, он сам ставит себя на своё место в манеже. А машинам? Изъять из движения острые углы — получим прямоточную систему"...



В 1999 году 3-й автобусный парк был переведён в Бибирево, а ранее занимаемая им территория (около 3,057 га со строениями) в 2001 году была передана Правительством Москвы в безвозмездное временное пользование религиозной организации — Московской Марьино-рощинской Еврейской общине «для эксплуатации и поддержания существующих зданий и инженерных систем в рабочем состоянии на период проектирования и строительства учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса в 2001—2005 гг.»и создания Российского еврейского музея толерантности. 12 июня 2008 года в здании Бахметьевского гаража был открыт Центр современной культуры «Гараж».



Проектировал Мельников не только гаражи но и рабочие клубы. Так, например, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда Дом культуры имени И. В. Русакова (первоначальное название Клуб Русакова Союза Коммунальников),построен в 1929 году для работников Союза коммунальников



Здание ДК Русакова по форме напоминает огромную шестерёнку. Это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах. Вся объёмно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70 % объёма здания. При строительстве клуба Мельниковым были применены прогрессивные для своего времени технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале. Двигающиеся стены позволяли разделять или, наоборот, совмещать несколько залов.



В 1996 году клуб был передан в аренду театру Романа Виктюка



Клуб фабрики «Буревестник» (клуб «Буревестник») — здание клуба на 3-й Рыбинской (бывшей Огородной) улице в Москве. Построено в 1928—1930 годах так же по проекту архитектора Константина Мельникова по заказу Московского губернского отдела Союза кожевенников для рабочих обувной фабрики «Буревестник».



В целях более рационального использования клубных помещений, Мельников разработал ряд оригинальных приёмов их трансформации. Так, расположенный на втором этаже зрительный зал клуба имел партер и боковые трибуны, которые использовались при проведении спортивных мероприятий. В этих случаях стулья из партера убирались, а сам зрительный зал объединялся при помощи раздвижной перегородки в единое помещение с примыкавшем к нему спортивным залом.



С весны 2007 года в здании располагается штаб Фонда содействия сохранению русского наследия «Русский авангард»



Еще был Дом культуры имени Зуева, правда относящийся к Мельникову лишь косвенно, но....





И конечно-же знаменитый Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском и идеи круглых домой для рабочих









А еще узнали мы о нереализованных проектах Дворца труда, Народного комиссариата тяжелой промышленности и как могла бы выглядеть “мельниковская” Москва, если бы идеи архитектора были воплощены в жизнь....


Большое спасибо за интересную и содержательную экскурсию нашему экскурсоводу — Айрату Багаутдинову, историку инженерии и автору блога “Москва глазами инженера”

За возможность попасть на экскурсию спасибо сообществу mosblog и vasya_lesya )))
Tags: Москва, фото, экскурсия
Subscribe
promo appassionata_lr february 12, 2019 07:19 30
Buy for 10 tokens
Островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные - словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы... И это все о ней - о Тюбетейке)) Хотите убедиться? И не только узнать о формах, видах, традициях и обычаях связанных с этим…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments