appassionata_lr (appassionata_lr) wrote,
appassionata_lr
appassionata_lr

Красота — в узорочье живом...

"Дивное узорочье" - так называют одну из красивейших страниц московской архитектуры XVII века.Типичными примерами применения узорочья в архитектуре могут считаться Теремной дворец московского Кремля, церковь Николы в Хамовниках и Троицы в Никитниках....


 

 фото Appassionata

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ "в НИКИТНИКАХ \"

 Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика "на Глинищах" (уцелевшая при пожаре местная икона "Никита Воин с житием" 1579 г. была перенесена Г. Никитниковым во вновь отстроенную церковь, южный придел которой был посвящен Никите Мученику). Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904г. в подклете центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери.


Об иконе Грузинской Богородицы стоит сказать особо. Её выменял у персов в Грузии брат строителя церкви Степан и отдал поначалу в дальний Красногорский монастырь. Когда в Москве свирепствовала моровая язва, икону привезли в город и она прославилась чудотворениями. В 1934 году церковь сделали музеем, но в данное время она снова действует.

Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в храмовом зодчестве), настолько полюбившимся в XVII в., что такие "хоромные" крыльца стали пристраивать и к более древним памятникам. Близость форм декора крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636) и его Верхнего Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены одновременно.


В 1652 г.  приступили к росписи стен (кроме того, в духовной грамоте Г. Никитникова, датированной 23 сентября 1651 г., дается наказ внукам расписать церковь и написать иконы для иконостаса).Хорошо сохранившаяся роспись церкви была выполнена в 1652-1653 гг. Как предполагают, ее авторами были те же мастера Я. Казанец, И. Владимиров, Г. Кондратьев и С. Ушаков, которые в дальнейшем писали иконы для иконостаса (с 1657 по 1668 гг.). Они принадлежали к числу лучших царских изографов XVII в., были связаны с Оружейной палатой и участвовали в росписи кремлевских соборов (И. Владимиров в росписи Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского собора).


Tags: Москва, фото, храмы
Subscribe

  • Часы во времени или время в часах...

    Порой часы обманывают нас, Чтоб нам жилось на свете безмятежней. Они опять покажут тот же час, И верится, что час вернулся прежний. Обманчив…

  • "Скотина", "Хорчо", "Бумбараш" и не только...

    "— Что там у тебя, пирог? — Да, отрезать тебе? — Крошечный кусочек... побольше!... больше!... чего ты боишься, режь нормальный кусок!.." - в фильме…

  • Фарфоровые истории

    "Каким бы ваш изысканный фарфор ни был – современным или антикварным, – в нём всегда чувствуется его долгая история и он всегда высоко ценится..."…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments