OdnovremennO
Навигация уже закончена, кое где вода скована льдом, кое-где льда нет и редкие солнечные лучи стараются проникнуть сквозь толщу тяжелой волжской воды, неспешно текущей к Москве. А вокруг "седые" берега, да да , я не оговорилась - именно седые. Припорошил иней высохшую траву, дорожки и плиты выложенные по берегу 128 километрового канала имени Москвы...
Старожилы говорят, что еще в 60-х годах напротив поворота с Лихачевского шоссе на Летную улицу была видна выложенная камнями огромная надпись: «Глубокая выемка. Слава Сталину!» Теперь ее нет, там что-то построили
это было своеобразное обозначение «Глубокой выемки», самой глубокой части канала, начинающейся сразу за московским районом Химки и продолжающейся почти до Долгопрудного.
Для создания канала пришлось вырыть котлован на 23 метра в глубину и 46 — в ширину, так что объем вынутой отсюда земли равен половине всех земляных работ на Беломорканале. Главный инструмент рабочих тогда была лопата. Первые экскаваторы появились только в 1935-м.
И мы по каналу дальше - в осень, по дорогам памяти
Шлюз, вода замерзла и время остановилось, только небольшая приоткрытая щель открывает узкую лазейку зиме
каменные статуи, все что остались от некогда большого "пантеона", пристально следят за сменой времен года...
а по берегу - заиндивевшие деревья смотрят в темные воды канала
и маленькие звезды застыли на темном льду
но мы едем дальше - стоять-то холодно
впереди еще один шлюз у которого стоит местная "Ассоль" вот уж более 70 лет несущая на вытянутых руках небольшой парусник
и это, кстати, не единственный кораблик-памятник на канале. «Головы» (башни) шлюза № 3 под городом Яхрома всегда считались одними из самых красивых на всем канале: на их верхушках установлены медные модели каравеллы Колумба «Санта-Мария». Блестящие красной медью легкие кораблики кажутся атрибутом другой, не подразумевающей ни технического прорыва, ни средневекового принуждения реальности и легко парят над бетонными башнями и подмосковными лесами. "...Казалось цыганские мастера не удивились необычному заказу. А предложение было, действительно, неожиданным, им, вечным сухопутным странникам, помимо "основной работы", занимавшимся изготовлением металлической домашней утвари, предлагали выбить из листовой меди ажурные конструкции неведомых морских кораблей." читаем мы у Н.А. Федорова в книге "Была ли тачка у министра?.."
Нынешние конструкции выполнены из латуни и дважды покрыты лаком. Работы вели москвичи и коллектив гидроузла.
14 сентября 1932 года для использования труда заключенных на строительстве канала Москва-Волга им. И.В.Сталина был создан Дмитровлаг (позднее название сократилось до Дмитлага) – крупнейшее из лагерных объединений ОГПУ-НКВД. История знаменитого канала – очень давняя, ее можно отсчитывать от Петра I, а Дмитлаг был лишь финалом эпопеи, когда за пять лет советские заключенные осуществили строительство этого важнейшего 128-километрового водного пути. С 1947 года он носит название «Канал имени Москвы».В 2007 году в Яхромском филиале канала открылся Музей истории и современности канала им. Москвы, о нем я рассказывала ТУТ.
Рядом с ним, прямо на берегу, стоит часовня Святых новомучеников и исповедников российских, построенная в 2008-м по инициативе начальника Яхромского филиала канала, — один из немногих мемориалов в память о погибших.
Есть на канале и еще один своеобразный музей под открытым небом, правда, Музей скульптуры у деревни Орево. Сюда были свезены уцелевшие скульптуры стоявшие раньше по берегам канала
Летчица
На обоих берегах канала, как раз напротив друг друга, стоят статуи игроков в мяч. На восточном берегу трое комсомольцев высоко подняли руки с мячом. Носки по-балетному вытянуты, невидимые трико обтягивают налитые тела. Если приглядеться к скульптуре на другом берегу, видно, что трое спортсменов ответно вскинули руки, готовясь поймать этот, летящий через канал мяч.
Когда-то здесь были пристань, паромная переправа, парадный променад с клумбами в гипсовых вазах
даже дельфинчики были, правда сейчас узнать их довольно трудно
Теперь променад зарос травой, засыпан битым стеклом и паромной переправы больше нет
Есть на канале и памятник Великой Отечественной Войне. Это стауя солдата на Премиловской высоте
Высота благодаря своим крутым склонам, растянувшимся на 2 км вдоль канала, возвышающаяся более чем на 50 м над каналом высота буквально нависает над яхромским мостом.
...
Запомните:
От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный Сорок пятый год.
Р.Рождественский
Недалеко от мемориала расположена красивая церковь Вознесения Господня построенная в 1792 г., автором проекта которой, предположительно, был Франческо Кампорези.
Но вернемся к каналу. Управление строительством находилось в городе Дмитров, это была своего рода столица Дмитлага. В Дмитровском музее есть экспозиции посвященные строительству
вот такая получилась небольшая прогулка по осени Канала имени Москвы...- переходим в зиму
Более подробная история Канала
Journal information