
Прилёг густой туман прохладным утром
На плечи древней Мцхеты , словно шаль,
Промокшая в воде Арагви мутной,
Бегущей за подругой Мтквари в даль –

За горизонт горбатый и прогретый
Лучами солнца, гладившего склон,
Где ветром колыбельная пропета
Под утро, в мёртвый – самый крепкий сон.

Среди холмов стоит старушка-церковь,
Чуть сгорбившись, поклон прохожим бьёт
И смотрит вдаль так пристально и цепко,
Как будто для себя ведёт учёт:

Кто ей в ответ сейчас перекрестился,
Пройдёт ли мимо или завернёт
На тропку, что к её ногам молиться
Упрямо тянет путника вперёд...

А где гранат и виноград созрели,
Питаясь воздухом прозрачным гор,
Стоит внизу большой Светицховели –
Красавец, древний каменный Собор.

Здесь всё кругом молчит, как будто знает,
Что лучше не тревожить тишину,
Когда туман вершины обнимает
И прячет красоту в своём плену,

Где можно заблудиться в спящей дали
Среди ветвистых улиц и аллей,
Представив, как давно вот так гуляли,
Любуясь, предки царственных кровей.
© Copyright: Екатерина Кирилова, 2009

Эти фото сделаны у Джвари, а теперь спустимся и зайдем в Самтаврский монастырь, который находится к северу от места слияния Куры и Арагви. Монастырь находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского Илии II. Мцхета в старых источниках называли вторым Иерусалимом.

"Картлис цховреба", словами св. царя Мириана говорит: "и построил церковь на этом "ежевичнике" (подразумевается малая церковь в Маквловани), и построил верхнюю церковь (Самтавро) для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь (Светицховели) назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её".

После преставления св. Нино, вернувшийся из Бодбе равноапостольный царь Мириан пожелал выстроить храм Самтавро: "пошли царь и весь народ, и строили верхнюю церковь из камня и закончили на четвёртом году." Участие "всего народа", желание царя и четыре года строительства это признак того, что храм был довольно масштабный.

Церковь Самтавро стала усыпальницей "и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь."

Из-за того, что святая обитель со дня своего основания стала усыпальницей предстоятелей церкви, её и назвали "Самтавро" (Мтавари-глава). Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии.

После царя Мириана, Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. Обновление храма было при царе Арчиле, Вахтанге Горгасали, во время Католикоса Мелхиседека и др.

Во второй половине XIX в. во времена экзархата, храм обновила игуменья женского монастыря св. Нино, Нино Амилахвари. Также было основано женское духовное училище (4-х классная прогимназия), которую потом перенесли в Тбилиси. По словам Якоба Гогебашвили: "многим грузинским женщинам в этом монастырском училище было дано настоящее христианское воспитание, хорошее образование, знание рукоделия и воспитаны прекрасные родители, настоящие матери".

Из многоцветного комплекса Самтавро, на сегодняшний день сохранились Преображенский храм, малая церковь св. Нино (Маквловани), колокольня, башня-крепость, храмовый иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две церкви. Восточная - св. Иоанна Крестителя, западная св. Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря - жертвенник, справа церковь св. Мириана и Наны.

Храм крестовокупольный, обрамлён оригинальным орнаментом, аналогов которых нет в грузинском зодчестве. Цилиндрическая башня построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках.

В храме Самтавро находится множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, на ней читается:"Свято-Иверский грузинский монастырь 1919 г", чудотворная икона св. Нино, пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим внукам 1870 г, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, св. мощи св. Шио Мгвимского, часть камня с могилы св. Нино из Бодбе и др.







Ну а мы дальше поедем в Светицховели...
Journal information