
Искусство, коим был
прославлен Апеллес
И коим ныне Рим главу
свою вознес,
Коль пользы от Стекла
приобрело велики,
Доказывают то Финифти,
Мозаики…
М. В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла»

В истории культуры Ростова Великого есть три «чуда», известных не только в России, но и в мире: ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть. Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. Теперь в Кремле Ростовском есть музей, по которому мы и прогуляемся....

Ростовская Финифть - древнерусское название эмали, искусство которой пришло на Русь из Византии в 10 веке, поэтому русское название эмали - «финифть» - происходит от греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень».

Искусство украшения эмалью металлических изделий достигло особо высокого совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода.

Традиционная технология выполнения ростовской финифти своеобразна, Из тонкого, до 1,5 мм медного листа (медь и золото лучше всего принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров. Затем тщательно очищенные поверхности пластинок покрывают одноцветной эмалевой массой финифти.После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре 750 С.

Краски


Тут их готовили, растирали...

В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры - головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного предмета. Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова.




Церковный календарь

Иконы



Украшались церковные книги






На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.



После 1917 года искусство народных промыслов в целом и ростовской финифти в частности стало явлением советской культуры.В становлении советского стиля в финифти важную роль сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник С.В. Чехонин (1878 – 1936), по рисункам которого выполнялись изделия того периода. Со второй половины 30-х годов главными темами становятся «образы великих вождей коммунизма — Ленина и Сталина, героические события эпохи гражданской войны.


Артель «Возрождение» принимала участие в международных выставках: в 1937 году — в Париже, где искусство ростовской финифти представляли портретные эмали А.А. Назарова, Д.И. Евдокимова и Н.А. Карасева, в 1939 году — в Нью-Йорке.












Соперничать с ростовскими мастерами могут только эмальеры из Лиможа. Лиможские эмали известны уже более 800 лет. Но и они очень высоко ценят ростовских мастеров, особенно их живописные миниатюры.
Journal information