Умчи меня, Олень,
В свою Страну Оленью
Где сосны рвутся в небо,
Где быльживет и небыль,
Умчи меня туда, Лесной Олень...
Ю.Энтин
Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи облака.
"Олень, прежде всего, конечно, один из главных тотемов индоевропейцев. Ни одно животное, пожалуй, не обеспечивало так щедро возможность человеческого существования, как олень. Кроме мяса и шкуры, у оленя были рога, которые шли на изготовление ножей, наконечников стрел, оружия против них же, и, наконец, стали орудием землепашца в земледельческую эпоху. Культ оленя был распространен очень широко. Олень может только являться человеку, мелькать перед ним, как олень — золотые рога или олень — серебряное копытце в известных сказках. Эта жизнь на скорости, пугливость, внезапность появления, загадочность и определили, наверно, небесную семантику оленя. Время появления нового тотема "олень", возможно,это уже время лука и стрелы...
Нужно еще не забывать, что человек, выбив вокруг и уничтожив доступных охоте примитивных зверей, был вынужден уходить на далекие расстояния и ориентироваться по звездному небу. Не отсюда ли олень — герой сказок у северных народов, связанных с сюжетом неба? Например, шаман, поднимающийся на небо, видит там небесных лосих (важенок), женщин с головами лосих, которые рожают домашних и диких оленят, а вместо очага около важенок — солнце. Интересно в этом смысле и знаменательно ритуальное погребение шамана на Оленьем острове, сходное с сюжетами сказки о шамане, достигшем неба и увидевшем там двух лосих, которые олицетворяют собой материнство, и сюжет шаманской бляшки, на которой изображен шаман в головном уборе лосихи, а по бокам его — две женщины с головами лосих.Ритуальное захоронение на Онежье и таймырский фольклорный сюжет о достигшем неба шамане, и шаманские бляшки, по точному наблюдению Рыбакова, достаточно убедительное свидетельство, подтверждающее небесную семантику оленьего культа. Это уже не тотем человека, это уже обращение к грядущему — пока тотему — но в перспективе богу, живущему над человеком, вне его досягаемости."
(Л.Латынин. "Основные сюжеты русского народного искусства)
И как же был прав нанаец Кола Бельды, ещё в середине 60-х годов прошлого столетия воспевший самый надёжный вид транспорта — привычную оленью упряжку, предпочтя его автомобилю, самолету, паровозу и пароходу.
Ни толкучки, ни возни,
Скажем для примера,
Ни борьбы за место нет,
Ни милиционера.
За спиной летит снежок,
Мчатся нарты с кручи.
Паровоз - хорошо,
Пароход - хорошо,
Самолёт - ничего,
А олени лучше!
Все фото сделаны на оленьей ферме не очень далеко от Москвы)))
Journal information