Ниже клюва в краску влит,
Сознаёшь ли — до чего щегол ты,
До чего ты щегловит?
Что за воздух у него в надлобье —
Чёрн и красен, жёлт и бел!
В обе стороны он в оба смотрит — в обе! —
Не посмотрит — улетел!
О.Мендельштам
Символ христианской души - щегол - Cardellino (итал.) происходит от итал. Cardo - чертополох, семенами которого эта птица часто питается.
Поскольку все колючие растения служат намеком на терновый венец Христа, щегол стал символизировать страсти Господни.
Птица в языческой античности означало душу человека, которая с его смертью отлетает, - значение, сохранившееся в системе христианской символики. Показывая связь между воплощением Христа и Его страданиями, щегол иногда присутствует в руке Младенца.
Основанием для связи щегла с Младенцем Христом была - легенда о том, что щегол приобрел свое красное пятнышко в тот момент, когда слетел к Христу и сел ему на голову, когда его вели на Голгофу. И когда он извлек терновую колючку из брови Христа, на него капнула капля крови Спасителя.
Кроме того, изображения детей 300-500-летней давности интересны нам не только тем, что из них можно узнать, как выглядели многие знатнейшие особы в юном возрасте. Эти произведения рассказывают нам о моде и быте того времени, когда был написан портрет, а многие детали в них имеют символическое значение.
Девочек часто изображали с зажатой в руке ленточкой, к концу которой был привязан летающий щегол, - это символ чистой души .
Эта створка главного алтаря Санкт-Петер в Гамбурге была изготовлена в 1383 году. Художника звали Бертрам из Миндена”. Так сказано в одной из статей гамбургских хроник. Мастер Бертрам из Миндена, создатель этого произведения, пользовался теми же живописными приемами, что и Конрад фон Зост. Хлев в его сцене “Рождества” выглядит еще более ветхим и убогим, чем у фон Зоста. Иосиф здесь наклоняется, протягивая Младенца Христа Богоматери, рядом с которой лежат миниатюрные вол и осел.
Мастер Бертрам великолепно умел использовать ограниченное пространство отдельной створки алтаря, выписывая библейские эпизоды максимально подробно. Главная его забота - не столько реалистическое изображение предметов, сколько сам способ их представления. В сцене “Сотворение животных” рыбы плывут вверх, поднимаясь из воды. Над ними (снизу вверх) изображены лебедь, петух, павлин и щегол.
Journal information