Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..
А.С.Пушкин
"Есть в Москве дом, на крыше которого стоит зашифрованный знак, имеющий к судьбе своего владельца самое непосредственное отношение. Построил его архитектор В. Е. Дубовской в 1907–1909 гг. на Остоженке, 3. Дом угловой, правой стороной выходит в 1-й Обыденский переулок, поэтому имеет двойной номер — 3/14. (Странно, но под номером 3 на Остоженке значатся два дома, совершенно разных.
Процветающий купец Я. М. Филатов запил горькую. Потерял клиентов, от него отвернулись друзья, его честному слову перестали верить. Он лечился. Не помогло. Дошло до того, что его стали посещать мысли о самоубийстве… Не будем гадать, помог ли случай, сыграла ли свою роль сила воли, но купец «завязал». И все вернулось к нему, даже с прибавкой.
И дал себе слово купец построить дом, на крыше которого высится опрокинутая рюмка, горлышком вниз… Он решил показать «всей Москве», покаяться всему миру: я был грешен, теперь исправился. Словом, «я есмь»! Москвичи ходили глазеть на новую достопримечательность, показывая на башню-рюмку: «Филатов "завязал". Купец — человек слова!»
Рассказал мне эту историю в начале 1970-х гг. один таксист-старичок. Жаль, не познакомился в ним. Судя по всему, таких историй он знал предостаточно. Эта — первая, знакомство с которой стало началом моего серьезного занятия историей Москвы. Где здесь правда, а где вымысел — судить не мне. А «рюмка» на Остоженке до сих пор стоит — опрокинутая…
Владимир Бессонов. Московский задворки. М., 2002. С. 407
Композиция и принципы расположения декора несут отпечаток модерна: броские декоративные мотивы сооружения уникальны и более в Москве не встречаются — они насыщены стилизованными изображениями водорослей, ракушек, моллюсков, рыбьих голов, мордами каких-то морских чудовищ с раскрытыми пастями, порой граничащих с абстрактными скульптурными формами.
P.S. Собирая материал я наткнулась еще на одну историю "происхождения" дома)
".... Жила богатая купчиха Филатова и держала она по Москве доходные дома. Был у нее сын, который пил безбожно..... И лечить она его пыталась и в церковь ходила..... Ничего не помогало. Сын пил горькую.... И вот однажды посоветовали ей сходить к одному батюшке. Вот он ей и говорит: "Построй дом и сдавай комнаты и квартиры в нем людям интелигентным: профессорам, врачам и т. д. да бери плату по божески..... не дери с постояльцев в три шкуры. Сын и вылечится" Ну что ж не сделаешь ради собственного дитяти.... сказано-сделанно. Построила купчиха дом на Остоженке, и стала сдавать в нем квартиры интеллигенции. А через некоторое время и сын её перестал пить..... Вот и решила купчиха пристроить на крыше дома рюмку перевернутую..... Вот такая история. Хотите верьте, хотите нет..."))
Journal information