appassionata_lr (appassionata_lr) wrote,
appassionata_lr
appassionata_lr

Агитационный фарфор

...Я мечтой замираю
В белом глянце фарфора
С ободочком по краю...
И.Анненский



Писал когда то велики поэт о цветах и фарфоровых мечтах, но время диктует новые слова и вот уже на "белом глянце фарфора" появляются другие изображения и ободочки)



30-е годы, на Ленинградском фарфоровом заводе (ГФЗ) под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина творческий коллектив предприятия , в который вошли А .Воробьевского, И. Ризнича, М. Моха, Т. Безпаловой, Л.Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич ,С. Яковлевой, создают новый стиль советского фарфора, созвучный "социалистическому быту".



Хотя, уже в середине 30х советский агитационный фарфор начал постепенно угасать. Изменилось художественное “направление” завода, и агитационные росписи стали уступать место пластическому фарфору и жанровой скульптуре, выходит множество декоративных изделий (ваза “Слово о Полку Игореве” А. В. Воробьёвского, “Испания” А. М. Ефимовой), ряд произведений “на злобу дня” (“Разгром Деникина” И. И. Ризнича, его же “Самоловы в охотничьем хозяйстве”, “Победа”, “Супрематизм” Н. М. Суетина (иллюстрация 10), в которых уже нет чёткой идеологической линии



Неудивительно, что художественные ориентиры собирателей в контексте своего времени существенно изменились. На фоне утверждавшегося в частном интерьере «сталинского ампира» во второй половине 1930-х годов особым пиететом пользовались вещи бесспорные, освящённые традициями русского классицизма минувших столетий. В таком «царственном» окружении собрание советского фарфора недавнего прошлого выглядело почти нонсенсом, если не сказать – чудачеством. Мария Владимировна Миронова, чья коллекция фарфора формировалась в предвоенные 1930-е годы, позднее вспоминала: «Это увлечение было постоянным объектом шуток наших друзей: настоящие коллекционеры старину собирают, а вы – черепки. Но, надо сказать, старину в то время собирать было гораздо проще, чем агитационный фарфор».



Начало коллекциям советского, в частности, агитационного фарфора, было положе,кроме уже упомянутых М. Мироновой и А. Менакера, В. Вишневским, Е. Кристи, С. Бакулинм, Л. и Э. Утёсовыми, в чьи собирательские интересы в большой или меньшей степени входил и агитационный фарфор.



В 40х -50х годах завод прекращает производство агитационного фарфора, полностью сосредотачиваясь на идее мирного строительства, уже никак не связанного с агитацией. Отдельные заводы однако продолжают выпускать тарелки с лозунгами, но их обычно не рассматривают по причине низкого качества и малочисленности.



Впервые в послевоенные годы агитационный фарфор был представлен на выставке «Советский художественный фарфор завода имени М. В. Ломоносова», организованной ЛФЗ совместно с Государственным Русским музеем и экспонирующийся в залах ГРМ в 1954-1957 годах (в 1961 году был издан краткий каталог-перечень выставки). Но первой, по-настоящему серьёзной попыткой «легализовать» ранний советский фарфор и представить его массовому зрителю стало издание в 1962 году каталога собрания Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVII века», включающего 174 произведения советского фарфора 1918-1923 годов. Каталог снабжён научным комментарием и содержит биографии художников, а также заводские марки и авторские метки. На сегодняшний день это издание считается раритетом (тираж – 5 000 экземпляров).



Фотографии опубликованные в этом посте сделаны в Московском музее декоративно-прикладного искусства, постоянная экспозиция...





Лет 10 назад в Музее была довольно большая выставка, с экспонатами из других музеев и частных коллекций.Но у меня тогда и блога тут не было, хотя фотографии с той выставки есть)))





















Tags: Москва, Россия, выставки, музей, фарфор, фото
Subscribe

Posts from This Journal “фарфор” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments